Аргументы Недели → Город М № 44(637) от 8.11.18 13+

Наступить на проблему

, 20:41

В известном голливудском фильме «Кейт и Лео» герой Хью Джекмана – британский аристократ – попадает из XIX века в XXI. Выгуливая собаку, он сталкивается с полицейским, который требует убрать за ней. Герой искренне поражается: «Хотите сказать, существует закон, обязывающий джентльмена поднять собачьи экскременты?!» Похоже, многие московские собачники мнят себя такими же аристократами, а соответствующий закон воспринимают как нечто нелепое и необязательное.

ПРОБЛЕМА сильно обострилась прошлой зимой из-за аномальной заснеженности. Вдоль тротуаров выросли огромные сугробы из убранного дворниками снега, что сильно затруднило подход к деревьям, – в результате собаки справляли нужду на эти сугробы, то есть прямо на тротуарах. Для маленьких детей, невнимательных и неуклюжих, стало опасным простое передвижение по улицам.

«Не понимаю, как самим собачникам не противно! – сетует москвич Максим П. – Наши улицы – это наш общий дом. Как можно гадить у себя дома? Группа «Грот» поёт: «Тот, кто не отличает Родину от сортира, перевоспитан будет или депортирован». Если ты такая свинья, то выгуливай собаку в своей квартире. Что делать с подобными людьми? Как на них воздействовать? Тыкать в экскременты носом, как котёнка? Бросать экскременты им в лицо?» – «Это не метод! Самоуправство недопустимо! – комментирует участковый полицейский Пётр В. – Если хотите, чтобы нарушитель был наказан, – пишите заявление в полицию. Очень важен факт письменного обращения, потому что на анонимные сигналы (когда речь не идёт о серьёзной общественной опасности) полиция реагировать не обязана. Хорошо бы, чтоб были свидетели помимо вас – на тот случай, если нарушитель откажется сознаться. А если вы зафиксировали факт правонарушения на камеру мобильного телефона – вообще замечательно. К сожалению, культура выгула собак находится у нас на низком уровне: ни полиция, ни сами граждане не считают, что на такие правонарушения необходимо реагировать. Однако это поддаётся постепенной корректировке. Скажем, запрет на употребление алкоголя в общественных местах поначалу был пустой формальностью, чего теперь никак не скажешь».

«Всё просто: общество отторгает нас, собачников, и мы платим ему той же монетой, аналогичным неуважением, – откровенно говорит москвич Александр Ж. – В некоторые городские парки запрещено заходить вместе с собаками. Запрещено даже в том случае, если я привяжу к собаке мешочек, заткну её пробкой, удалю ей прямую кишку. Таким образом, нарушается презумпция невиновности: мы с питомцем не сделали ничего плохого, но уже рассматриваемся как нежелательные элементы. От нас заранее ожидают неподобающего поведения. Вот пусть и получают с нашей стороны неподобающее поведение, если изначально считают его непреложным фактом. Действующий штраф за неубранные экскременты – две с половиной тысячи рублей – никого не пугает, потому что на деле почти никого не штрафуют. Даже если меня будут привлекать к ответственности каждый год, я не стану убирать за собакой. А вот если каждый месяц – тогда я задумаюсь. Только неотвратимость штрафа может повлиять на меня, а никак не его величина».

Некоторые собачники-нарушители оправдывают себя тем, что на улицах Москвы редко встретишь урну для биологических отходов. Сложилась парадоксальная ситуация: за выбрасывание экскрементов в обычную урну полагается штраф в размере четырёх тысяч рублей – получается, выгоднее не убирать за питомцем! Это едва ли может служить оправданием для собачника (пусть относит экскременты домой и смывает в унитаз, если завёл животное), но тем не менее является проблемой.

«Нет никаких стандартов, которые бы регламентировали количество таких урн на квадратный километр, – отмечает муниципальный депутат Троицка (Новая Москва) Елена В. – Просто так устанавливать данные урны нельзя, поскольку экскременты относятся к отходам четвёртого класса опасности. Организация, изымающая и утилизирующая эти отходы, должна иметь лицензию – соответственно, простая управляющая компания или какая-нибудь муниципальная служба не имеют права на такую деятельность (некоторые ведут её на свой страх и риск). Вместе с коллегами из других районов Москвы мы искали организацию, которая бы взялась за эту работу, – и не нашли ни одной! Мелкие заказы их не интересуют – значит, заказы должны быть крупными, охватывать значительные территории города и исходить от высокого столичного начальства».

За прошедшие годы мэрия много сделала для организации городского пространства – и для комфорта пешеходов, и для отдыха, и для занятий спортом. По-видимому, не за горами решение и этой проблемы. Правда, здесь не обойтись без федерального участия, а именно без бдительности и строгости полиции, которая бы неотвратимо штрафовала нерадивых собачников.

А как «у них»?

В китайском городе Цзинань действует система социального рейтинга собачника. За нарушения (например, за слишком длинный поводок, за отсутствие намордника и, конечно, за неубранные экскременты) у собачника отнимаются баллы. Если их число достигает нуля, государство забирает питомца в приют.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram