> Пиковая стоимость - Аргументы Недели

//Город М 13+

Пиковая стоимость

№  () от 31 октября 2018 [«Аргументы Недели », Мария МИХАЛЁВА ]

фото: globallookpress.com

Министерство транспорта предлагает привязать стоимость проезда в общественном транспорте к времени суток. По мнению экспертов ведомства, это должно снизить пассажиропоток в часы пик. У Москвы есть все шансы попасть в этот эксперимент.

Разгружаем транспорт

Минтранс выступил с инициативой вводить в общественном транспорте дифференцированные тарифы, при которых стоимость билета в часы пик будет дороже, чем в разгруженные дневные часы. Предложение об «использовании динамически регулируемых тарифов для управления пиками пассажиропотоков» включено в разработанный ведомством проект «Стратегии развития автомобильного и городского наземного электрического транспорта России до 2030 года».

В министерстве считают, что различающиеся в зависимости от времени суток тарифы помогут региональным властям эффективнее управлять соотношением использования личного и общественного транспорта и разгрузить последний в утреннее и вечернее время. В ведомстве подчёркивают, что рекомендуют не повышать цены на проезд в часы пик, а предоставлять скидки в другое время. По мнению экспертов ведомства, это стимулирует домохозяек, пенсионеров и работников со свободным графиком отказаться от поездок в перегруженном транспорте ради экономии.

В настоящее время проект стратегии направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти для последующего рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по транспорту. Если идея будет одобрена, то конечное решение о её воплощении в жизнь будут принимать региональные и муниципальные власти, которые и занимаются установкой тарифов на проезд.

 

Все условия

Эксперты предполагают, что Москва – один из главных кандидатов на роль тестовой площадки для идеи Минтранса. «Предложение имеет крайне высокую вероятность реализации в Москве, – считает координатор общественной организации «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. – Я думаю, рано или поздно московские власти введут такой дифференцированный тариф в наземном транспорте и в метро».

Для таких выводов есть все основания: взятый московскими властями курс на отказ от личного транспорта в пользу общественного приносит результаты, и в утренних и вечерних поездах метро и автобусах становится тесно. «Приоритет городского транспорта уже даёт свои плоды: 73% горожан используют общественный транспорт в часы пик», – заявил руководитель столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев в декабре прошлого года.

Одним лишь метрополитеном в среднем ежедневно пользуются 8, 5 млн человек, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. В целом же всеми видами столичного городского транспорта совершается 19 млн поездок. Несмотря на то что с 2010 года было открыто более 60 станций метрополитена, в том числе МЦК, давка в метро остаётся проблемой. «Многие ветки метро просто перегружены, особенно в центре», – признаёт и мэр Москвы Сергей Собянин.

Необходимое по замечанию Минтранса условие для введения дифференцированных тарифов – а именно «наличие электронных систем по оплате проезда» – в Москве уже есть. По последним данным, картой «Тройка» для оплаты проезда пользуются 90% московских пассажиров.

 

Чужой опыт

Москва не станет первопроходцем: как отмечают в Минтрансе, практика динамических тарифов уже применяется, например, в Германии и Великобритании. «В Гамбурге стоимость месячного проездного билета, запрещающего поездки в будние дни с 6 до 9 часов утра на 27% ниже полноценного проездного билета», – сообщается в пресс-релизе ведомства. Член совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при Совете Федерации Евгений Корчаго подтверждает, что в общественном транспорте Лондона в часы пик (с 6:30 до 9:30 и с 16:00 до 19:00 в будние дни) проезд стоит на 17% дороже.

В организации «Общероссийское объединение пассажиров»инициативу Минтранса поддержали при условии, что она не приведёт к росту тарифов на проезд. «Нужно сделать так, чтобы цена не выросла для работающих, которые пользуются транспортом в часы пик. Если цена будет снижена для дневных пассажиров от нынешних значений, тогда эту инициативу стоит приветствовать», – полагает председатель организации Илья Зотов. Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Серпер также одобрил предложение: «Я положительно отношусь к такой инициативе. Считаю, что есть целесообразность».

Однако не все согласны, что нововведение принесёт существенные перемены. Юрист «Европейской юридической службы» Дмитрий Безделин считает, что побудить москвичей меньше ездить в загруженное время суток рублём не выйдет. «Многие жители столицы и так стараются избегать выезда в час пик как на общественном транспорте, так и на личном. Обычно это вынужденная мера, обу-
словленная графиком работы, записью к врачу, спортивно-оздоровительными процедурами и т.п.», – комментирует он. «Вряд ли найдётся хоть один человек, который специально в час пик катается без дела в переполненном общественном транспорте», – соглашается и координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте