Аргументы Недели → Город М № 39(632) от 4.10.2018 13+

Дизайн – дело тонкое

, 21:01

В Московском метрополитене началось масштабное обновление навигации. Подобное обычно происходит раз в несколько десятков лет, когда в подземке появляются десятки новых станций. За последние годы столичное метро существенно выросло и, как поясняют эксперты, количество пересадок увеличилось настолько, что привычный дизайн указателей в андеграунде уже не может справляться со своей задачей. Но как восприняли новинку горожане?


НОВЫЕ навигационные панели тут и там потихоньку начинают сменять старые. Один из последних вариантов в качестве эксперимента был установлен на станции «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии. По словам первого заместителя начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Романа Латыпова, там со 2 октября временно размещены основные навигационные элементы с изменённым дизайном – разводящие платформенные указатели, показывающие пассажирам направление движения поездов. Размер шрифта увеличен на 16%, добавили ориентир «юг-север». Вдобавок обновили таблички, обозначающие переходы.

По словам Латыпова, над новым дизайном работали российские и иностранные специалисты: дизайнеры, урбанисты, инженеры, а также представители общественных организаций. Быть может, именно привлечение «варягов» и их логики в области навигации стало причиной целой волны негативных откликов у возмущённых пассажиров.

Дело в том, что на официальной странице Московского метрополитена горожанам предложили оценить тестовые таблички на предмет их удобства. За сутки пассажиры оставили порядка сотни комментариев, в которых в основном встречаются эпитеты «ужасно», «отвратительно», а также предложения дизайнерам самим попробовать сориентироваться, а после «вернуть всё как было».

Если отбросить эмоции в сторону, то основные претензии заключаются в нечитабельности текста на указателях. Несмотря на то что поменяли шрифт, для его прочтения приходится подходить довольно близко к указателю. Если вы не обладаете стопроцентным зрением – это может стать проблемой. Или вот критика дизайна от одного из пассажиров Максима Панцирева: «Главная проблема помимо размера букв – путаница между следующей станцией и конечной. Меня не очень беспокоят «Котельники», мне бы понять, в какую сторону «Китай-город». А тут «Котельники» в начале. И в конце. Допустим, я не знаю, что «Котельники» – конечная и что это означает направление. Получается, что до «Китай-города» надо ехать сколько станций? «Котельники» – раз, «Кузнецкий Мост» – два, выходим на третьей…» – пишет он в Facebook.

Вдобавок на новых панелях названия станций следует читать не по горизонтали, как это было раньше. А по вертикали в три столбца. И такой поворот логики на 90 градусов сбивает даже местных пассажиров, кто прекрасно ориентировался в метро. А каково теперь приезжим?

Также большая доля претензий пассажиров касается информации на указателях. Например, новые таблички на станции «Белорусская» Кольцевой линии не дают сразу понять, в какую сторону выход в город. Есть указатель на переход, на аэроэкспресс, но выхода в город почему-то не оказалось.

Другой пример. На станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии висит табличка, где крупно написано на левой стороне – «Соборная мечеть», на правой – «СК «Олимпийский». А мелким шрифтом внизу Кольцевая линия обозначена коричневым кружочком и цифрой 5. Ну и стрелочка, куда идти. Разглядеть в спешке, в толпе подобное дизайнерское творчество непросто.

К слову, одной из причин обновления навигационной системы метро стала потребность дублировать название станций на английском. Вот только беда. На картинке латиница под названием каждой из станций. Только вот серым цветом и ещё меньшими буквами, чем кириллицей. Иностранцам не остаётся выбора, как просто останавливаться в потоке, мешая остальным, чтобы подолгу изу-
чать указатель.

Ещё одной удивительной вещью в навигационных табличках, которые висят под потолком, стало указание не только конечных станций, но и стороны света – «север» и «юг». Многие пассажиры недоумевают, мол, мне теперь в компанию к биноклю, чтобы читать мелкий шрифт, надо ещё и компас брать?

Впрочем, здесь есть логичное объяснение. До конца года на 119 станциях появится более 600 специальных вертикальных схем, которые будут располагаться на колоннах станций. «Схемы должны подсказать пассажирам, по какому маршруту и до каких станций следует поезд с соответствующей стороны. Станция, где находится пассажир, будет отмечена прямоугольником в цвет линии, а все следующие – перечислены по порядку сверху вниз», – говорил Латыпов.

Правда, и тут логика русского человека слегка нарушена. Так, например, если вы увидите такую схему на «Чистых прудах», то сверху там будет написано «На север. Бульвар Рокоссовского». Но дальше идёт схема, где выделены «Чистые пруды» и все станции перечисляются снизу. То есть для человека, который учился в школе и умеет хоть на поверхностном уровне читать карту, – всё, что снизу, – это юг, а не север! Без вот этой расшифровки направления от г‑на Латыпова сразу логику схемы не понять.

Однако новый дизайн – не окончательный приговор. В метро, кажется, сами понимают, что проект получился сырым, и предлагают писать все жалобы и предложения либо на электронный ящик navigation@mosmetro.ru, а также в приложении «Метро Москвы».

Сергей ГРУНЮШКИН

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram