> В театральном меню – Солженицын, Толстой и Ибсен - Аргументы Недели

//Город М 13+

В театральном меню – Солженицын, Толстой и Ибсен

№  () от 26 сентября 2018 [«Аргументы Недели », Сергей СЫЧ ]

В МХТ – премьера спектакля «Серёжа». Фото Екатерины Цветковой

Столичные театры массово открыли новый сезон. Они представили сразу несколько многообещающих премьер. Как всегда, главные блюда припасены на октябрь. С новинками на этот месяц и ознакомимся.

НОВЫЙ театральный сезон Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА) открыл 26 и 27 сентября глобальной эпической премьерой по историческому роману-эпопее «Красное колесо» Александра Солженицына. Премьера приурочена к 100‑летию со дня рождения писателя. Октябрьские премьерные показы 11 и 21 октября. Этот спектакль приподнимает тёмный занавес над правдой сложнейшего для России периода, начавшегося с кровавого красного террора начала XX века.

В спектакле нет частей, глав и отделений. Есть четыре жёстких узла, в которые завязаны судьбы царской России, народов и будущих поколений. Пьеса разрушает стереотипы, меняя закостеневшее представление об узнаваемых исторических личностях, среди которых Столыпин, Ленин, Николай II, Багров. «Красное колесо» даёт возможность зрителям почувствовать себя внутри тех событий, а не просто быть сторонними наблюдателями, благодаря особой сценографии и точечным мизансценам. Зрители находятся прямо на сцене по Большому кругу, само действие идёт в Малом круге. И это создаёт эффект присутствия, а документальный видеоряд – особую эмоциональную напряжённость.


Основная идея постановки определена режиссёром Борисом Морозовым так: «Надо знать историю, чтобы острее чувствовать современность». Борис Морозов обращался к творчеству А.И. Солженицына ещё в 1995 году. На сцене Малого театра с огромным успехом им была осуществлена постановка пьесы «Пир победителей». Не только зрители и критики высоко оценили спектакль, но и сам автор назвал «Пир победителей» «одним из счастливых мгновений своей жизни». Поэтому есть надежда, что «Колесо» 2018 года станет событием. В спектакле заняты н.а. РСФСР Алина Покровская, Андрей Егоров, Денис Кутузов, Татьяна Морозова. Сценарист и драматург – Ольга Любимова.

Всё смешалось… в МХТ

Спектакль Дмитрия Крымова по мотивам «Анны Карениной» станет первой премьерой в МХТ под руководством Сергея Женовача. За 18 лет правления великого Олега Табакова МХТ превратился в продюсерский центр, где вместе с традиционным театром привечали и пестовали не только новые имена и театральные формы, но и поддерживали экспериментальные начинания: Рената Литвинова, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Александр Молочников, Константин Хабенский, Дмитрий Брусникин, Марина Брусникина, Михаил Рахлин… Это лишь некоторые имена. Так сказать, на слуху. Теперь все ждут, что с назначением интеллигентного любителя русской классики Сергея Женовача МХТ не перестанет жить «энергией заблуждения» и любви к творчеству и свободомыслию.

Теперь о премьере «Анны Карениной», или, как оказалось, «Серёжи». Как будет выглядеть каренинский «Серёжа» в прочтении Дмитрия Крымова, неизвестно, но известно точно – в спектакль войдут «фрагменты из Толстого, отрывки «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана и написанные специально по просьбе режиссёра «Вопросы» Льва Рубинштейна. И это уже много! В спектакле 9, 10, 20 и 21 октября заняты Мария Смольникова, Анатолий Белый и Виктор Хориняк. «Нам хотелось сделать «Анну Каренину» как очередной бунинский «Солнечный удар»: быстро, нежно и страшно, – подчёркивает Дмитрий Крымов. – Но наш спектакль «Серёжа» – это не «Анна Каренина». Это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдалённым мотивам... Одним словом, это всё будет похоже на Толстого, но меньше, короче. Как бы фрагмент. А Серёжа – сын Анны Аркадьевны Карениной, мальчик тоже восьми лет, который и стоит в центре этого «Солнечного удара», когда всё смешалось не только в доме Облонских, но и вообще».

Всепожирающая Урсуляк

Театр Пушкина после «Влюблённого Шекспира» замахнулся на легендарную пьесу Генриха Ибсена «Гедда Габлер», в которой блистали Вера Комиссаржевская, Ингрид Бергман, Наталья Тенякова. Образ яркой и свободолюбивой Гедды для актрис стал самой желанной ролью, а пьеса со временем – театральной классикой. Отрадно, что главная роль отдана молодой талантливой и блистательной Александре Урсуляк, получившей в своё время «Золотую маску» за лучшую женскую роль в «Добром человеке из Сезуана». Гедда-Урсуляк не упустит своё время перемен. Она обязательно выйдет замуж, будет строить новую жизнь с новыми смыслами и целями в новой непривычной для себя роли матери, жены и хозяйки. Но жизнь всегда сложна и витиевата. В город возвращается её бывший возлюбленный, и страхи, тревоги и спящие амбиции Гедды вспыхивают с новой силой. И похоже, именно они способны уничтожить не только всех вокруг, но и саму героиню. Такая всепожирающая и эпическая роль. А помогает Александре Урсуляк «выжить» на сцене Алексей Воропанов, режиссёр-поставщик – Анатолий Шульев. Премьера 27 и 28 октября на основной сцене Театра имени Пушкина.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте