В последнее время не утихает шумиха вокруг темы преследования людей за лайки и мемы в социальных сетях. Дебаты уже вышли за пределы интернет-пространства: «уголовка за репосты» стала предметом обсуждения на федеральных каналах и в органах государственной власти – тему обсуждает вся страна.
СЛОЖНО вообразить, что в XXI веке, в эпоху доступности любой информации «за один клик», человека могут привлечь к ответственности за публикацию картинки в Сети. Но факт остаётся фактом, и статистика ужасает. По данным, опубликованным Информационно-аналитическим центром «СОВА», в 2017 году по «экстремистским» статьям УК РФ осуждено 785 человек. 658 из них – за разного рода публичные высказывания, ещё 127 – за создание экстремистских или террористических сообществ и продолжение деятельности организаций, которые были запрещены как экстремистские или террористические.
Но в современном мире поток информации, ежедневно обрабатываемой людьми, такой обширный, что зачастую пользователи соцсетей машинально лайкают посты, размещённые друзьями, или публикуют ту или иную информацию на своих страницах, не осознавая в полной мере её опасности и не имея умысла кому-то навредить.
Так, широкий общественный резонанс вызвало дело Марии Мотузной из Барнаула, которую преследуют в уголовном порядке за публикацию мемов во «ВКонтакте». Девушку обвиняют в «унижении представителей негроидной расы» и «пропаганде превосходства европеоидной расы над негроидной», несмотря на то что размещённые ею картинки не содержали призывов к агрессивным действиям. О декриминализации ст. 282 УК РФ, по которой осуждена Мария, говорят, кажется, все. И это представляется обоснованным, поскольку очевидно, что деяние, совершённое Мотузной и многими другими осуждёнными за подобные действия, не представляет значительной общественной опасности.
Но сейчас речь даже не об этом. Есть другая статья, по которой преследуют людей, – 20.3 КоАП РФ. И ситуация с ней не менее абсурдная. Представьте себе: приехали вы, скажем, в Волгоград и прочитали на «Трипадвизоре», что тут находится «обязательный для посещения» Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». Отправились вы в этот музей. А сейчас ведь как говорят: в инстаграм не выложил – значит, не было. Рассказали своим 150 подписчикам, какая потрясающая экспозиция в музее, опубликовали кучу фотографий и не успели ещё насладиться невиданным количеством лайков, как вас уже судят за распространение нацистской символики.
И это не шутки. В прошлом году по статье 20.3 КоАП за демонстрацию нацистской символики и символики запрещённых организаций граждан привлекали к ответственности 1665 раз. Дошло до того, что музеи в попытках обезопасить посетителей сами начали заклеивать свастику на экспонатах.
Согласно административному кодексу, за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики грозит штраф до двух тысяч рублей или административный арест на 15 суток.
Так, в начале августа Кызыльский городской суд Республики Тыва оштрафовал местную активистку Оюмаа Донгак за пост во «ВКонтакте», размещённый в 2015 году. Публикация содержала отрывок из интервью с немкой, участвовавшей в деятельности нацистского Союза немецких девушек, и ссылку на само интервью. Пост был проиллюстрирован архивной фотографией, на которой девушки машут флажками со свастикой. Очевидно, что Оюмаа Донгак не преследовала цели пропаганды или оправдания нацистской идеологии, но по действующему законодательству привлечь к ответственности можно и без учёта контекста и направленности публикации.
Сложившаяся ситуация вызвала обеспокоенность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой. Для выработки путей её разрешения 15 августа в аппарате федерального омбудсмена было организовано заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека. Правозащитники и эксперты поделились мнениями и вариантами урегулирования ситуации. По итогам обсуждения принято решение о создании рабочей группы, в которую в числе прочих заинтересованных лиц намерены пригласить представителя Mail.ru Group.
Напомним, что компания Mail.ru Group, владеющая социальными сетями «ВКонтакте» и «Одноклассники», призывала амнистировать осуждённых за репосты и лайки в соцсетях, а также обращалась к Уполномоченному по правам человека с просьбой о содействии.
Конституция РФ гарантирует каждому свободу мысли, слова и массовой информации, если реализация этих свобод не осуществляется с целью пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Очевидно, что пора изменить формулировку ст. 20.3 КоАП так, чтобы цель пропаганды соответствующей идеологии была обязательным элементом деяния, а не упоминалась через «либо».
Конечно, вырвать из недавней истории целые, пусть и неприглядные, страницы не получится. Да и стоит ли нам идти по пути прибалтийских и украинских националистов, запрещающих советскую символику? В конце концов, все эти имперские орлы, солнечные кресты и нацистские свастики весь мир уже видел на мокрой брусчатке Красной площади. Поверженными.
И ведь фашизм загнали в гроб прадеды сегодняшних блогеров, о чём, пожалуй, им стоило бы почаще вспоминать. Однако помнить должны и все мы. К тому же новейшая история наглядно продемонстрировала нам, что принцип «бей своих, чтобы чужие боялись» свою актуальность окончательно утратил.