Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Яндекс Дзен

Яндекс Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Город М № 34(627) от 30.08.18 13+

Поделись своей машиной

, 20:41

Поделись своей машиной
Фото АГН «Москва» / С. Киселев

Мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать в столице систему «народного каршеринга», которая позволит москвичам сдавать машину в аренду частным лицам на короткий срок. Это не только даст автовладельцам возможность подзаработать, но поможет разгрузить дороги.

Растущий рынок

Каршеринг – краткосрочная аренда автомобиля с поминутной тарификацией – активно развивается в Москве с 2015 года. Сегодня в этой сфере работают 15 операторов, суммарный автопарк которых около 11, 5 тыс. автомобилей. Тариф на пользование машиной составляет от до 15 рублей в минуту, при этом можно не тратиться на бензин и безвозмездно пользоваться платными парковками. Неудивительно, что сервис пользуется всё большей популярностью: в Москве с помощью системы каршеринга ежедневно совершается более 50 тыс. поездок.

По словам заместителя руководителя департамента транспорта Алины Бисембаевой, один «общий» автомобиль заменяет десять личных, что позволяет разгрузить дороги и парковочное пространство, поэтому бизнес-проекты в сфере каршеринга пользуются поддержкой городских властей. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил сделать новый шаг в этом направлении – включить в эту систему автомобили частных лиц.

«У нас возникла идея ещё об одном проекте, который условно можно назвать «народный каршеринг», – рассказал градоначальник на предвыборной встрече с экспертами в транспортной сфере. – Вы приехали на работу, у вас машина стоит на платной парковке и съедает ваши деньги. Вместо того чтобы платить за парковку, вы могли бы получать доходы путём сдачи этой машины в систему каршеринга». Мэр отмечает, что для реализации идеи потребуется создать специальную платформу, с помощью которой москвичи смогут сдавать свой автомобиль в пределах определённого времени и радиуса. «Мне кажется, в Москве она могла бы быть востребованной», – подытожил Собянин.

 

Меньше пробок, больше парковок

Идея народного, или социального, каршеринга, как его называют во всём мире, уже получает развитие в других странах. По оценкам Global Market Insights, в этой системе участвуют до 250 тыс. автомобилей, а к 2020 г. их количество увеличится в 10 раз. При этом сервисы для сдачи в аренду собственного автомобиля на более долгий срок (от суток) уже успешно функционируют в Москве. Александр Ладыгин, генеральный директор Rent-a-Ride – одного из таких сервисов, отмечает, что это пользуется популярностью как у автовладельцев, так и у арендаторов: услугами его компании с разной периодичностью пользуются более 50 тыс. человек, а прирост автопарка составляет не менее 50 машин в день. Об идее народного каршеринга Ладыгин отзывается позитивно.

«В среднем более 90% времени личный автомобиль среднестатистического жителя Москвы простаивает. Социальный каршеринг позволит ему в это время приносить дополнительный доход владельцу, а также сократит транспортные заторы и увеличит количество свободных парковочных мест», – полагает эксперт.

Заведующая научно-исследовательским сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева называет и другие преимущества народного каршеринга. «Система увеличит предложение машин, доступных для использования другими пользователями, а также расширит географию каршеринга по Москве, позволяя обслуживать большее количество городских мест притяжения», – полагает она.

 

Юридические тонкости

Проект «народного каршеринга» требует тщательной законодательной и организационной проработки, отмечают эксперты. Главный вопрос для потенциальных арендодателей – гарантии сохранности автомобиля и расходы на их обеспечение. «Хозяину машины, вероятно, придётся тратиться на установку дополнительного оборудования слежения, чтобы не потерять машину, а это затраты денег и времени, – комментирует ведущий юрист Европейской юридической службы Раиль Гизятов. – Кроме того, придётся оформлять неограниченный полис ОСАГО, который стоит значительно дороже. Если же собственник боится ущерба от арендующих, то предпочтёт полис КАСКО – а это уже десятки тысяч, а иногда и сотни». Эксперт предполагает, что эти расходы, а также риск угона или порчи машины сделают народный каршеринг непривлекательным для автовладельцев.

Кандидат юридических наук Юлия Вербицкая обращает внимание на другие вероятные затруднения. «Ключевые для проекта «народный каршеринг» вопросы – ответственность арендующего перед владельцем транспортного средства и перед третьими лицами и гарантии соблюдения условий договора в части определения времени использования и радиуса использования», – перечисляет она.

«Владелец машины остаётся ответственным за все инциденты, связанные с его автомобилем, это касается штрафов за административные нарушения и оформления дорожно-транспортных происшествий. Неясно, как разграничить такую ответственность. При этом не всегда можно спрогнозировать, где окажется автомобиль в конце рабочего дня, что, вероятно, создаст трудности для хозяина машины», – соглашается Татьяна Михеева. Однако она считает, что урегулировать эти моменты реально при разработке концепции сервиса. «Жизнеспособность идеи от этого не страдает», – полагает она.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Яндекс Новости | Яндекс Дзен | Telegram