Мегаполис очищают по всем фронтам
№ () от 15 августа 2018 [«Аргументы Недели », Сергей МИХАЙЛОВ ]
Кандидат в мэры Москвы Сергей Собянин провёл очередной круглый стол, посвящённый вопросам экологии. В своём предвыборном штабе он пообщался с экспертами в этой области. Экологические проблемы в мегаполисе – одна из важнейших частей предвыборной программы. Основными в ней стали 5 пунктов: экологически чистый транспорт, «зелёное» строительство, реконструкция Московского НПЗ, модернизация очистных сооружений, снижение энергопотребления.
С ПРОБЛЕМАМИ экологии сталкивается практически любой крупный город мира. Их невозможно избежать, но их необходимо решать. Например, уже много лет головная боль властей – вредные выбросы от автомобилей.
– С каждым годом количество автомобилей на наших улицах увеличивается. В Москве сейчас около 4, 5 миллиона машин, ещё около 3 миллионов – в Подмосковье. То есть в нашей агломерации больше 7 миллионов машин, а 90% загрязнения атмосферы приходится именно на транспорт, работающий на двигателях внутреннего сгорания, – сказал на встрече Сергей Собянин.
И сразу же объяснил, что делают городские власти для минимизации ущерба окружающей среде:
– Мы вводим и контролируем новые стандарты, предъявляемые к качеству топлива, особенно если речь идёт о наземном транспорте. Да и наши усилия по развитию метрополитена тоже положительно влияют на экологию. Казалось бы, какое отношение имеет к экологии развитие метрополитена? Прямое! Развитие общественного транспорта, особенно электрического, такой мощной системы, как метрополитен, развитие пригородных железнодорожных перевозок снижают количество машин на наших улицах, соответственно, прямо влияют на экологию, – подчеркнул кандидат.
Ещё один из самых серьёзных загрязнителей воздуха в столице – Московский нефтеперерабатывающий завод. Благодаря уже проведённой там реконструкции его выбросы, как отметил Собянин, снизились вдвое. Теперь город ожидает следующего шага от предприятия: запуска до конца 2018 года новой комбинированной установки переработки нефти «Евро-плюс». По словам главного эколога предприятия Юрия Ерохина, она позволит вывести из эксплуатации пять устаревших установок 50-х годов прошлого века и сократить вредные выбросы ещё на полторы тысячи тонн в год. Собянин пообещал лично контролировать всё, что происходит на этом предприятии.
– Почему мы столько внимания уделяем Московскому НПЗ? – сказал он. – Нужно, чтобы люди, которые проживают в соседних домах и районах, чувствовали себя с точки зрения экологии не ущербными, а такими же, как и живущие в центре.
На встрече глава управления Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева сообщила, что сокращение выбросов в атмосферу фенолов, формальдегидов, диоксида серы и других продуктов переработки нефти положительно сказывается на здоровье москвичей. С 2011 по 2017 год в городе существенно снизилась заболеваемость как у взрослых, так и у детей бронхолёгочными, онкологическими и другими заболеваниями. Всерьёз занимается город модернизацией Люберецких и Курьяновских очистных сооружений, озеленением города, очисткой Москвы-реки. Благодаря этому Москва – один из немногих городов мира, где воду из-под крана безопасно пить в любом районе города. На Рублёвской станции она очищается сейчас озоном, а скоро будет так же очищаться и на Западной и Северных станциях, говорили эксперты. И к 2023 году вместо нынешних 65–70% все 100% населения Москвы будут пить воду, очищенную по самым современным и безопасным технологиям.
Мнения экспертов
Михаил Антонов, волонтёр #МосЭко:
– Одна из главных тем – это раздельный сбор и переработка бытовых отходов. На основе предложений граждан мы разработали проект по установке дополнительных контейнеров для сбора отходов. Мы отобрали около 500 пунктов размещения, более 300 адресов. Это общественные пространства, парки, транспортно-пересадочные узлы. Установка контейнеров во дворах – это правильно, но идёт человек по городу, пьёт воду, и не всегда у него есть возможность куда-то положить бутылку, донести её до двора, поэтому и в общественных местах они тоже нужны.
Юрий Ерохин, главный эколог МНПЗ:
– Сейчас мы ставим задачи не только минимизации воздействия предприятия на экологию города, но и выпуска соответствующей продукции. Есть два основных направления, первое – это обеспечение выпуска топлив класса Евро-5. Мы очень надеемся, что с переходом на двигатели Евро-5 ситуация улучшится. Использование только Евро-5 дало возможность снизить выбросы в атмосферу на 23%. И эта цифра не Московского НПЗ, а Департамента природопользования и окружающей среды.
Марина Жило, «Европарк», генеральный директор:
– Москва – один из самых зелёных мегаполисов в мире, более половины территории «старой Москвы» занято зелёными насаждениями. В Лондоне, например, только 24% озеленённых территорий, в Париже ещё меньше. Одно взрослое дерево за год поглощает до 140 килограммов углекислого газа, утилизирует до 40 килограммов пыли и сажи, кустарники служат шумовой защитой, ветрозащитой, снижают температуру в жаркие дни. Также очень важна эстетика зелёных насаждений. Формы, виды, сорта деревьев, кустарников и цветов, используемые в озеленении Москвы, создают неповторимый ландшафт.