Статистика опросов жителей столицы показывает, что около 60% москвичей отказались бы от переезда в другой город. В ходе исследования эксперты сравнили привлекательность для жизни десяти мегаполисов: Сиднея, Стокгольма, Дубая, Лондона, Нью-Йорка, Сингапура, Торонто, Шанхая, Гонконга и Москвы. Опросив по тысяче жителей каждого из них, социологи оценили удовлетворённость людей в двенадцати сферах: от здравоохранения и образования до экологии и уровня развития цифровых технологий.
ОПРОСЫ показали, что результат Москвы практически уникален. Ведь более половины населения других городов из выборки с удовольствием бы переехали. Исключение составляет Лондон – там бы хотели остаться 62% его жителей.
В другом исследовании, где сравнивались уже 14 мегаполисов, российская столица заняла четвёртое место по комфортности проживания и экологической ситуации. «Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства», – прокомментировал оценку экспертов заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
На двадцать минут быстрее
Независимые аналитики выявили и значительные успехи столицы в развитии общественного транспорта. Москва оказалась в лидерах и по его дешевизне, а за последние пять лет среднее время в дороге сократилось на 18, 6 минуты. «Москва – единственный город среди исследуемых, где горожане отметили значительное сокращение затрат времени на передвижение. Сейчас москвичи передвигаются около 75 минут в день», – сообщается в исследовании.
Заведующая научно-исследовательским сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева связывает положительные изменения с двумя причинами. Во-первых, за последние годы выросла средняя скорость перемещения на наземном транспорте. «При сравнении данных портала «Яндекс Пробки» за 2013–2017 годы видно, что в целом по городу происходит снижение загруженности автодорог. Также статистика показывает, что скорость движения по магистралям в большинстве случаев увеличилась», – отмечает она.
По мнению эксперта, дорожная ситуация улучшилась благодаря строительству новых развязок и реконструкции магистралей, ужесточению контроля за соблюдением правил парковки и внедрению современных технологий – в частности, «умных» светофоров, способных менять время переключения в зависимости от дорожной ситуации. Вторая причина – развитие системы общественного транспорта: с 2010 по 2017 год были построены 285 км выделенных полос для общественного транспорта и 61 станция метро и МЦК. Около 10% москвичей пересели с личного транспорта на общественный. При этом 75% москвичей в целом довольны качеством услуг общественного транспорта. Анализ более миллиона посвящённых столичному транспорту публикаций в соцсетях за последние два года показал, что лишь 20% сообщений имеют негативную окраску.
Уровень прогресса
Есть ещё один привлекательный фактор в пользу общественного транспорта – его модернизация. «На остановках и в метро появилось Wi-Fi-покрытие. Здесь можно подзарядить телефон и получить навигационную информацию через интерактивные панно. Благодаря системам геопозиционирования в наземном транспорте были пересмотрены существующие маршруты и созданы новые, более оптимальные и протяжённые (скажем, сеть «Магистраль»).
На роль новых технологий в жизни москвичей обратили внимание и в PWC: Москва вошла в пятёрку мегаполисов, которые, по мнению их жителей, в наибольшей степени соответствуют образу города будущего. Высоко оценены готовность к внедрению современных технологий и количество городских интернет-сервисов.
Уровень прогресса в российской столице не впервые отмечают на международной арене. В прошлом году международное консалтинговое агентство EasyPark при составлении рейтинга самых умных городов выставило Москве очень высокие баллы по ряду критериев: общественный транспорт оценили на 9, 31 (из 10), системы каршеринга – на 8, 37, покрытие Wi‑Fi- сетью – на 7, 5 и цифровизацию госуслуг – на 7, 34. «Москва уже прочно вошла в десятку мировых лидеров по уровню развития цифровых технологий, – рассказывает глава департамента информационных технологий города Артём Ермолаев. – Форум интеллектуального сообщества включил наш город в число семи финалистов конкурса на звание самого умного города мира в 2017 году». По словам министра, в этом соревновании у Москвы было 380 конкурентов.