Аргументы Недели → Город М № 30(623) от 02.08.18 13+

За таксистов возьмутся

, 21:36

Московские власти планируют усилить контроль над деятельностью таксистов. Столичная мэрия предлагает ввести ограничения на продолжительность рабочего дня перевозчиков, чтобы повысить безопасность поездок.

От звонка до звонка

Московская мэрия намерена законодательно урегулировать продолжительность рабочего дня таксистов, сообщил заместитель руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин. В ведомстве считают, что это повысит безопасность перевозок и уменьшит число аварий из-за усталости. «Диспетчерская служба, на наш взгляд, должна ограничить передачу заказов водителю, который работает за рулём более восьми часов», – считает Пронин.

Согласно замыслу, между службами такси нужно установить договорённость, чтобы, отработав смену в одной компании, водитель не мог получать заказы от другой.

«Эта проблема стоит остро не только на территории Москвы, это проблема всей России», – полагает Пронин. Действительно, в новостях постоянно мелькают сообщения об уснувших таксистах, ставших виновниками аварии. Так, восемь человек пострадали, когда 16 июня после трудовой ночи таксист задремал за рулём и вылетел на тротуар на Ильинке. Месяц спустя, 18 июля, на юго-востоке Москвы при подобных обстоятельствах погибли водитель и два его пассажира. И это не единичные случаи: по данным Госавтоинспекции, за первое полугодие этого года таксисты стали причиной 936 ДТП – это на 20, 5% больше, чем в прошлом.

 

Дело техники

«Переработка таксистов серьёзно влияет на безопасность пассажиров, и реализация такой инициативы – вопрос времени», – считает руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус. «В целом мы поддерживаем введение трудового распорядка таксистов. Вопрос переутомления водителей – один из главных, который давно волнует отрасль», – соглашается основатель службы такси «Ситимобил» Арам Аракелян.

Юридически временные ограничения для водителей уже прописаны, отмечает юрист Европейской юридической службы Татьяна Трофименко. По закону продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю, к тому же ему запрещена работа аналогичного характера по совместительству. Чтобы обойти эти правила, работодатели предпочитают заключать с таксистом не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера. «Работающий по такому договору водитель может выходить на рабочую смену более двух раз подряд, утомлённый и лишённый законного отдыха, – комментирует юрист. – Необходимо для начала более детально регламентировать порядок оформления трудовых отношений с работниками такси и исключить договоры гражданско-правового характера».

Ещё одна сторона вопроса – техническая: необходимо разобраться, каким образом будет отслеживаться рабочее время. Наиболее реалистичный вариант – оснастить такси тахографами по аналогии с грузовыми автомобилями, а водителям выдавать индивидуальные карты для идентификации. Однако у такого решения есть минусы: неизвестно, кто будет контролировать соблюдение новых правил, а затраты на переоснащение автомобилей приведут к росту цен.

 

Ехать или не ехать

Тахографы в качестве единственного возможного решения рассматривает и председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров. Но он обращает внимание на другую проблему – последующее падение уровня дохода водителей. «Если всё пойдёт так, как власти планируют, если рабочий день будет длиться восемь часов, – то что там водитель сможет заработать? Максимум отобьёт аренду и собственный обед», – опасается он.

Председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов считает, что за восьмичасовой рабочий день таксист даже не выйдёт в плюс. «В час он зарабатывает 350 рублей, – комментирует эксперт. – Аренда машины в сутки стоит около 2 тысяч рублей. В итоге – только чтобы заработать на бензин, оплатить аренду, помыть машину, надо отработать 10 часов».

По оценкам координатора общественного движения «Синие ведёрки» Петра Шкуматова, доход сотрудничающих с агрегаторами услуг вроде «Яндекс. Такси» или Uber ещё ниже – от 100 до 150 рублей в час, потому что до 30% суммы заказа достаётся посредникам. При этом цена поездки в Москве по мировым стандартам очень низкая: в прошлогоднем британском исследовании средних цен на такси Taxi Price Index Москва заняла третье место по дешевизне километра поездки среди 80 крупнейших мегаполисов. Выходит, у жителей столицы есть все основания переплатить за собственную безопасность – но готовы ли они?

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram