Главная задача – комфортный мегаполис
№ () от 25 июля 2018 [«Аргументы Недели », Игорь МИХАЙЛОВ ]
С 17 по 22 июля в столичном парке «Зарядье» состоялся очередной Московский урбанистический форум. В этом месте он проходил впервые. И это не случайно. Поскольку общее название деловой программы этого глобального события было таким: «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». «Зарядье» – это наглядный пример, как в самом центре (рядом с Кремлём) может быть создан такой оазис.
В столице поменялось настроение людей
О том, что российская столица за последние годы преобразилась до неузнаваемости, отметил в приветственном слове президент России Владимир Путин.
– Москва стала настоящей законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды и задаёт стандарты развития современных мегаполисов. За короткий срок в столице произошли очень большие, если не сказать грандиозные изменения. Формируются новые общественные, деловые, культурные, жилые пространства. Меняется, становится более удобной и доступной инфраструктура общественного транспорта: от метро и автобусов до современных цифровых платформ для такси.
Я знаю, что московские власти планируют продолжить программу создания качественной городской среды, восстанавливать уют городских московских улиц, сделать при этом все районы Москвы такими же комфортными, как исторический центр. И это не просто новые объекты, работы по благоустройству – изменения городской среды меняют, по сути, даже мировоззрение, самочувствие, настроение людей, – подчеркнул глава государства.
Любой город может успешно развиваться только вместе с жителями, на основе учёта их мнений, когда работают сильные институты прямой демократии и местного самоуправления.
Президент Путин подчеркнул, что «мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин показал готовность брать на себя ответственность, работать последовательно, вести открытый диалог с москвичами в интересах города, в интересах жителей города».
От города для заводов к городу для человека
Ключевым на форуме стало выступление столичного градоначальника Сергея Собянина. Тема его выступления: «Москва как глобальный мегаполис. Результаты изменений и повестка развития».
Он рассказал о превращении Москвы из промышленного города, города для заводов, каким она была ещё в конце 1980-х годов, в город для человека.
Ярким примером комфортной городской среды, которая появилась в Москве за последние несколько лет, Сергей Собянин назвал Никольскую улицу. Во время чемпионата мира по футболу её увидели миллиарды людей по всему миру. Никольская, какой она была ещё в 2013 году, не перенесла бы этого испытания, подчеркнул Собянин.
Во время чемпионата мира Москва раскрылась с новой стороны. Самый важный критерий развития столицы: город, который любит своих жителей, а его жители любят свой город. Мэр рассказал, что 60% москвичей хотят остаться жить в своём городе. Это очень высокий показатель, по которому Москва значительно опережает другие мегаполисы, в частности Нью-Йорк, Сингапур и Шанхай, и уступает лишь Лондону, подчеркнул Сергей Собянин.
По мнению главы города, устойчивое развитие мегаполисов будущего невозможно без поиска ответов на три вызова, которые бросает современность: повышение связанности агломераций, решение экологических проблем, а также развитие проектов «Умного города».
Связанность агломераций – это не прихоть и не тренд, а жизненная необходимость больших городов. Соответственно жизнь большого города невозможно представить без быстрого и удобного транспорта. В столичной агломерации проживают 20 млн человек, а в метрополии – 35 млн человек, удобная транспортная связь для которых жизненно необходима. Сегодня в столичном регионе в орбиту городского транспорта вовлекаются железные дороги. Московская кольцевая железная дорога, бывшее «Ржавое кольцо Москвы», превратилась в новую транспортную инфраструктуру – МЦК, которое связало районы Москвы, разгрузило Кольцевую линию метро. Ещё один проект – Московские центральные диаметры – станет настоящим наземным метро протяжённостью 446 км для Москвы и Подмосковья.
Решение экологических проблем – комплексная задача, которая включает в себя развитие общественного транспорта, использование новых технологий при строительстве жилья, а также программы по сортировке, переработке и утилизации мусора, заявил мэр Москвы.
90% вредных выбросов в Москве приходится на личные автомобили, поэтому увеличение процента жителей, пользующихся общественным транспортом, напрямую приводит к улучшению экологической ситуации в городе.
Каждая новая внедрённая технология прямо влияет на здоровье москвичей. Реализация программы «Умный город» позволит создать максимально удобную, доступную и персонифицированную виртуальную среду для москвичей.
Вложения в инфраструктуру позволяют привлечь инвесторов. В своём выступлении мэр отметил, что инвестиции в российскую столицу в последнее время увеличились в 76 раз. Проекты, связанные с благоустройством города, окупаются за 1–2 года.
Москва изменилась, но это только десятая часть от того, что нужно сделать, отметил в заключение своего выступления Сергей Собянин.