Удивительно – в нашем климате активно развивается парусный спорт, в том числе и любительский. Короткое лето не мешает многим погонять под парусом и проводить соревнования на Москве-реке. В регате, организованной Минтранспортом РФ, приняла участие и команда «Канала имени Москвы». Мы узнали, насколько легко можно научиться управлять таким судном и что для этого понадобится.
Пусть меня научат
В нашей стране не особенно популяризируется этот вид спорта, хотя рек, озёр и морей у нас предостаточно. Как нам рассказала представитель Всероссийской федерации парусного спорта Анна Мстиславская, парусники – вовсе не элитное занятие. Многим может казаться, что по финансовым затратам катание на водной глади может сравниться с игрой в гольф или скачками. Отнюдь. Обучение взрослого, которое проходит примерно полдня, стоит примерно 2–3 тыс. рублей. Занятие и тренировка – по такой же стоимости. Для детей открыто множество школ, принадлежащих как Министерству спорта, так и частных. Они расположены на севере: на Пестовском, Пироговском, Клязьменском водохранилищах. Школы также есть в самой Москве, и цены на обучение в них разные. Есть также и бесплатные секции.
По подсчётам федерации, в Москве и области зарегистрировано около 500 крейсерских яхт и примерно такое же количество швертботов. Крейсерские яхты – более тяжёлые шхуны, нежели швертботы. Если на первых всё по-взрослому, наличие кают и сложной системы управления, то на вторых могут тренироваться даже дети. Чтобы лично управлять парусником, нужно сдавать на права. Для этого надо пройти обучение по теории и практике вождения. В общем, всё происходит, как для получения прав на вождение авто. Кстати, заниматься этим видом спорта можно, даже не имея собственной яхты. Её можно брать в аренду в одном из многих яхт-клубов.
Пресс-секретарь ФГБУ «Канал имени Москвы» Николай Михалёв рассказал нам, что знаком с двумя девушками, занимающимися парусным спортом. Они вовсе не «Абрамовичи», однако постоянно тренируются на Химкинском водохранилище. Они ездят на спортивные сборы в Турцию. Участие в заграничной регате обходится одному человеку примерно в 300 долларов. Согласитесь, за удовольствие, получаемое во время активного отдыха на воде, такие деньги не жалко отдать.
Традиция проведения регаты началась в 2016 году. Посвящена она Дню работников морского и речного флота. Её организовывает Министерство транспорта РФ. На этот раз в регате приняли участие 10 команд, в том числе и ФГБУ «Канал имени Москвы». Заметим, что это соревнование носило сугубо социальный характер, для популяризации речных видов спорта. Николай Михалёв рассказал нам, что для регаты были специально арендованы парусные яхты класса J70. Это быстроходные трейлерные, килевые судна. Их скорость достигает 36 км/ч. Их производство самое быстрорастущее, и 80% из них принимают участие в соревнованиях, в том числе в чемпионатах Европы и мира, используются они и в Национальной парусной лиге. Это крупнейшие соревнования, проводимые Всероссийской федерацией парусного спорта. Количество участников на одной яхте не должно превышать 5 человек, не считая шкипера. В зависимости от силы ветра и его направления длина дистанции достигает 1, 85–4, 6 км.
В московской команде собрались опытные яхтсмены и новички. Владимир Штурмин -капитан Московского бассейна, Сергей Бессонов -начальник отдела картографии, Алексей Кириллов -заместитель начальника Тушинского района гидротехнических сооружений. На борт корабля, пусть маленького, не побоялись взять и представителей слабого пола: Полину Расенко – начальника отдела отраслевого центра и Марину Пахомову из службы навигационного обслуживания. Девушки ни разу не пробовали себя в яхтенном искусстве вождения. Однако страха у них не было, ведь наше водохранилище – не открытое море, здесь не может быть сильных волн и шторма.
Жеребьёвка определила шкипера. Ему предстояло направлять экипаж. Шкиперу необходимо подсказывать, как правильно вести лодку, держать парус, дёргать верёвку. Любопытно, что инструктаж неопытных яхтсменов занял всего полтора часа. Полчаса – теория, остальное время – занятия на воде. Сама регата продолжалась два часа.
Главное в парусной регате – поймать ветер. Важно также не только прийти на финиш первым, но и не задеть выставленные буи. Их заранее поставили, ориентируясь на направление ветра. Ещё одна задача – не задевать других участников. За нарушение правила гонщику грозит разворот на 360 градусов. В этот раз экипажам пришлось слаженно бороться не только друг с другом, но и с погодой. Началась гонка при ярком солнце и слабом ветре, потом он усилился. Однако пришла другая напасть – сильный дождь. В итоге победила команда Морспасслужбы.