Качество столичного среднего образования в очередной раз подтверждено на мировом уровне: международные аналитики пришли к выводу, что по уровню знаний московские школьники занимают пятое место в мире.
Учат качественно и бесплатно
Одна международная консалтинговая компания отследила динамику развития столичного образования с 2010 по 2017 год в сравнении с 20 ведущими мегаполисами, в числе которых Сеул, Сингапур, Токио и др. Эксперты проанализировали результаты международных и местных исследований и опросили 9 тыс. родителей, тысяча из которых – москвичи. В результате был вынесен вердикт по трём критериям: популярности дополнительного образования и развитию индивидуальных талантов, уровню знаний и использованию информационных технологий. По среднему уровню знаний столица замыкает пятёрку лучших, при том, что менее 10% детей учатся в платных школах.
«Финансовая доступность московского образования особенно выделяется по сравнению с другими городами-лидерами по уровню знаний», – комментируют эксперты. Если же оценивать достижения лучших учащихся, то российская столица на четвёртом месте.Особенно она отличилась в гуманитарных науках: в международных олимпиадах в этой сфере участники из Москвы показали наилучшие результаты в рейтинге.
Эксперты видят секрет столь высокого уровня в сочетании классического комплексного подхода с прогрессивными наработками. «Главной причиной этого успеха можно назвать «микс» из проверенных временем советских традиций и передового международного опыта, который позволяет не отставать от мировых стандартов, а где-то даже и быть выше них», – полагает заместитель Центра образования «Коалиция» Иван Лебедь.
Прогресс налицо
За последние годы московское образование поднялось на новый уровень, что отметили и авторы исследования. Большого прогресса столица добилась в развитии дополнительного образования: с 2010 года популярность кружков возросла вдвое – их посещают около 80% школьников. «В Москве практически при каждой школе и в специализированных учреждениях департаментов образования и культуры созданы кружки и секции для детей», – подтверждает проректор по учебной работе Института МИРБИС Юлия Купцова.Ещё одну причину высоких позиций Москвы в рейтинге эксперт видит в росте квалификации педагогов в области информационных технологий.
«За последние годы Москва совершила рывок в развитии цифровой инфраструктуры школ и уже сегодня лидирует по некоторым показателям», – резюмировано в докладе. Член общественного совета при Рособрнадзоре Алексей Ковалёв также обращает внимание на стремительное внедрение современных технологий в образовательной сфере.
«Настоящим прорывом в этой области стал электронный дневник: он позволяет родителям отслеживать успеваемость ребёнка, его расписание и посещаемость, мотивируя ученика к более высоким результатам», – думает эксперт. К слову, авторы исследования также высоко оценили этот проект: по их мнению, он превосходит по функционалу аналогичные решения в других странах. Региональный директор фонда «Будущие лидеры» Тимур Али-Заде упоминает ещё один важный фактор – финансирование. «За последние 10 лет уровень инвестиций в сферу школьного образования существенно возрос, что позволяет внедрять наиболее современные инструменты и методики преподавания», – комментирует он. Также это даёт возможность увеличить зарплаты педагогов, что сказывается на престиже профессии и мотивации сотрудников. Авторы исследования подсчитали, что с 2010 года средняя зарплата учителя выросла на 121% – до 86 тыс., а к концу этого года должна подняться до 110 тысяч. «По соотношению зарплаты учителя и средней зарплаты в городе Москва опережает многие ведущие мегаполисы», – сказано в докладе.
Перспективные результаты
Московские школы не впервые занимают верхние строчки образовательных рейтингов. В конце прошлого года российская столица возглавила международный рейтинг PIRLS, отражающий способности к чтению и усвоению информации у «выпускников» начальной школы. Тогда же московские школы вошли в десятку лучших в мире по версии престижного международного рейтинга PISA, обогнав при этом образовательные учреждения США и большинства стран Европы.
Специалисты сферы образования сходятся в том, что это не предел. «Мне кажется, что московское образование всё ещё сохраняет в потенциале огромные перспективы, так что мы можем смело ожидать, что наше место в международном рейтинге в ближайшие годы будет ещё выше», – считает преподаватель московского лицея «Вторая школа» Алексей Толстухин, ставший финалистом конкурса «Учитель года». Иван Лебедь подтверждает, что высокая конкуренция среди столичных школьников при поступлении в вузы в сочетании с образовательными инновациями в перспективе выведут Москву на ещё более высокие позиции. «Современное поколение, что бы ни говорили, очень трудолюбивое и активно стремится к качественному улучшению уровня жизни. А добавив к этому ещё и новейшие образовательные технологии, мы имеем все перспективы в ближайшие несколько лет выбиться в тройку лучших», – уверен эксперт.