Успеть за 10 секунд
№ () от 30 мая 2018 [«Аргументы Недели », Сергей Грунюшкин ]
В Москве появилось 100 новых камер, которые выписывают штрафы за нарушение правил оплаты стоянки и за остановку в неположенном месте. Фотовидеофиксация нарушений – дело не новое. Камер становится с каждым годом всё больше, а в ближайших планах – увеличить их количество с нынешних 1, 8 до 2, 5 тысячи. Однако устройства, которые были установлены недавно, уже вызывают вопросы у общественных организаций.
«СТРИТ Фалькон» – так называются камеры, которые теперь штрафуют московских автомобилистов, если они остановились под знаком 3.27 «Остановка запрещена». Плюс к этому они фиксируют нарушения правил оплаты платной городской стоянки. Если не заплатили в течение 15 минут – придёт «письмо счастья» на 2500 рублей. Внешне камеры напоминают уличный фонарь и оснащены 360-градусным обзором. Так что спрятаться от такого ока будет непросто.
Но, несмотря на то что новые камеры призваны следить за порядком, они уже вызвали общественный резонанс. Основным «раздражителем» стало то, что, во-первых, об их появлении общественность узнала из новостей и социальных сетей, а о каких-то нюансах работы – только прочитав условия конкурса на закупку камер! И тут кроется вторая причина – «Стрит Фалькон» выписывает штраф уже после 10 секунд стоянки автомобиля в зоне действия знака 3.27.
Отсюда возникает сразу много вопросов – например, как камеры будут отличать вынужденную остановку для устранения неисправности от обычного халатного нарушения? Если человек встал, чтобы поменять пробитое колесо на «докатку» или же просто вынужден торчать рядом с обочиной из-за пробки – это с точки зрения камеры также будет расценено как нарушение и водителю выпишут штраф 3 тыс. рублей? А ведь отменять постановление, выписанное при помощи систем фотовидеофиксации, – дело непростое, отнимающее много сил и времени. Немногие готовы отстаивать свои права. Зато казна получает 1, 5–3 тыс. деревянных.
Вразрез с ПДД
Между тем в ПДД в пункте 1.2 имеется перечень основных понятий и терминов, где определено чёткое различие между «Остановкой» транспортного средства и «Вынужденной остановкой». Под второй случай подпадает «прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге». Тогда как в КоАП описаны ситуации, которые преду- сматривают именно наказание за нарушение правил «Остановки». Кстати, если пришлось встать в неположенном месте, а аварийный сигнал включить забыли, то за это, согласно п. 12.20 КоАП, грозит штраф 500 рублей. Поэтому, когда в таких случаях вас пытается оштрафовать сотрудник ГИБДД, можно всё довольно легко и быстро объяснить и доказать свою правоту. А когда камера – вы априори нарушитель и должны уже доказывать свою невиновность.
По словам сопредседателя регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Москве депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, подобные нововведения идут вразрез с существующими Правилами дорожного движения, которые в обязательном порядке предусматривают техническую и аварийную остановки. Как отметил В. Лысаков, с новыми камерами у водителя нет ни прав, ни выбора, ни регламента для экстренной остановки.
В связи с этим в ОНФ решили обратиться в прокуратуру с просьбой разобраться, почему москвичей не предупреждали о появлении подобных камер, а главное – в чём целесообразность их установки, если обычных водителей превращают в нарушителей?
Где стоять такси?
С одной стороны, знак 3.27 строго запрещает остановку в зоне его действия, и послаблений он никому не даёт. Хоть на пять минут встали подождать пассажира, хоть на полминуты, хоть даже вы таксист. Поэтому штрафовать даже за минимальный простой – логично, так сказано в КоАП. Однако, с другой стороны, взять всё то же такси, а куда ему деваться? Не просить же клиента идти до места, где обнаружилась возможность встать бесплатно и по правилам? Получается, что излишняя формальность в этом плане вредит системе общественного транспорта Москвы.
Кстати, именно расположение «Стрит Фальконов» стало настоящей проблемой для таксистов. Дело в том, что большинство камер расположены в оживлённых местах, где находится множество клубов и баров – традиционные хлебные места для «шашечек». Вставали в этих запрещённых местах таксисты обычно ночью или ближе к утру, когда плотного трафика уже не было, и буквально только для посадки-высадки клиентов. Соответственно, они никому не мешали, да и паркон с инспектором в такое время трудно было встретить. Формально – да, нарушение есть. Но, с другой стороны, что делать таксисту? Откажется ждать возле заведения клиента – найдётся другой водитель.
Как теперь будут действовать извозчики – непонятно. Уже звучат предложения ставить машины непосредственно под камеры, чтобы они не смогли считать номера, закрывать регистрационные знаки, парковаться вторым рядом, высаживать пассажира на очень медленной скорости и прочее. Ясно одно – спрос на такси никуда не денется, значит, будут новые нарушения и ухищрения. Получается, что установкой этих камер ГКУ «АМПП» добилось не улучшения дорожной ситуации, а большей коммерциализации московского пространства?