В конце апреля началась навигация на Москве-реке. В этом сезоне на ходу будет меньше теплоходов: вместо 150 всего 80. К лету на воду будет спущено и того меньше – всего 40 судов. Это недоразумение вовсе не омрачает остальных новостей – приятных.
Прогулочные суда
Президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов объяснил причину невыхода почти половины плавсредств. Судовладельцы не успели получить судовую документацию, в частности, санитарное свидетельство. К тому же произошла смена собственников в самой большой судоходной компании.
Внутри города прогулочные теплоходы перевозят около миллиона пассажиров. Кирилл Евдокимов надеется, что в этом сезоне пассажиропоток увеличится. Появятся 10 новых современных комфортабельных прогулочных судов. В Москве активно ведётся застройка, появляется новое пространство вдоль реки. В следующем году начнётся реконструкция причалов в черте города. Они будут кардинально изменены. Работы будут совместно координировать департаменты транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Важно также развивать периферию города.
Стоимость речной прогулки не планируют повышать. По словам Кирилла Евдокимова, судовладельцам необходимо мужество для того, чтобы удерживать цену. Строительство флота дорого стоит. Теплоход типа «Москва» обходится в 100 млн рублей. Окупать эти расходы весьма проблематично. Потребуется, как минимум, 200 тыс. пассажиров, отдавших по 500 рублей за билет, для того чтобы только отбить расходы судовладельца. Конечно, существуют программы поддержки отечественного судостроения. Однако на деле ими могут воспользоваться только крупные компании.
Электроход и круизы
Судоходство немыслимо без Канала имени Москвы. Это ни много ни мало 4 тыс. водных путей. Здесь работает около 4 тыс. человек и более 200 судов. Одно из новшеств – запуск в эксплуатацию электронных карт и навигаций. Они позволят быстрее заключать договоры. Помимо этого проходит тестирование синтетической навигационной обстановки. Это электронная навигационная услуга для судов. Буи на реке уже не понадобятся. Капитанам останется только научиться включать правильные кнопки на устройстве.
И ещё одна новость: в этом году началась разработка модульного электрического судна. Подобные машины существуют ещё в пяти странах. Руководитель ФГУП «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин рассказывает: «В 2019 году на Москве-реке появится электроход, полностью работающий на электрическом приводе. На канале расположено 7 гидроэлектростанций. Ночью на спаде воды можно ходить бесплатно. Стоимость эксплуатации пробега снизится в два раза, себестоимость одной заправки станет ниже в 4 раза. А ночью – практически бесплатно. Новое судно будет эксплуатироваться в 3–5 раз интенсивнее, чем те, что ходят сейчас. Пять теплоходов можно заменить одним электроходом».
Канал имени Москвы ежегодно вкладывает миллиарды рублей в реконструкцию гидроузлов. Скажем, в Кузьминске строительство гидроузла стоило 5 млрд рублей. Таким образом, был открыт путь для круизных теплоходов. А вот художественная новость в Московском пароходстве. Возможно, скоро на пароходе «Максим Горький» разместится музей. Его концепция будет вынесена на всеобщее обсуждение.
Туризм – важнейшее направление в Московском пароходстве. За последний год произошёл прирост пассажиропотока на круизных судах на 15%. Один такой корабль стоит более 3 млрд рублей. Если в 2016 г. речной туризм предпочли 235 тыс. человек, то в прошлом – 270 тысяч. Много это или мало? Учитывая количество жителей Москвы и Подмосковья, а также туристов, получается капля в море, вернее, в реке. Герман Елянюшкин считает, что в направлении туризма заложен огромный потенциал. Речной круиз не обязательно предполагает недельное путешествие. Возможен тур выходного дня. Всё это необходимо популяризировать. Скажем, 12 мая в Парке имени Горького состоится городской праздник – День открытия навигации. Пройдёт парад круизных, прогулочных и малых судов, яхт. А поддержат речников известные эстрадные певцы.
Туризм и чемпионат мира по футболу
По словам руководителя департамента спорта и туризма города Москвы Николая Гуляева, в прошлом году Москву посетили 21, 6 млн туристов. Из них 4, 4 млн – иностранцы. Во время проведения соревнований река станет туристическим объектом. Из 13 матчей 7 будет проведено на стадионе «Лужники» – рядом с которым находятся причалы. Безусловно, станет популярной и новая канатная дорога от Воробьёвых гор до стадиона. Путь гондол пройдёт над Москвой-рекой.
Кстати, во время проведения матчей на насколько часов будет перекрываться движение по реке от Новоандреевского моста до Лужнецкого.