На очередном заседании Президиума Правительства Москвы руководитель Департамента информационных технологий Артём Ермолаев доложил о реализации Государственной программы города Москвы «Информационный город» в 2017 году. Комментируя этот доклад, мэр Москвы Сергей Собянин поручил разработать новую программу «Умный город». Это будет комплексная программа, объединяющая все электронные сервисы столицы.
Управляемые технологии
Цель – повышение качества жизни за счёт использования современных информационных коммуникационных технологий. Сама программа затрагивает все отрасли городского хозяйства.
– Количество электронных услуг становится с каждым годом всё больше. Помимо госуслуг город управляется горожанами. Контролируется работа городского хозяйства при помощи таких сервисов, как «Активный гражданин», «Наш город» и другие. Но технологии меняются, и нам нужно выходить на новый уровень развития электронных сервисов, услуг, информационного города. И можем уже сегодня говорить не об отдельных услугах, а о создании комплексной программы «Умный город», которая бы охватывала все стороны нашей жизни, – сказал мэр Москвы.
Правительство Москвы максимально активно внедряет электронные услуги и сервисы по всем направлениям городской жизни – от здравоохранения и образования до безопасности и предоставления услуг. Нормой станет единая точка доступа к любому сервису в любое время и с любого устройства.
В течение последних лет информатизация столицы прошла несколько последовательных стадий. До 2011 года в городе действовала государственная целевая программа «Электронная Москва». Во время её реализации создали базовую инфраструктуру электронного города, локальные сети, провели компьютеризацию органов власти.
Очередной этап информатизации наступил в 2012 году, когда приняли программу «Информационный город». Этот этап можно назвать эпохой автоматизации и централизации.
К концу 2017 года в электронный вид перевели более 200 услуг и сервисов, создали единый портал mos.ru и аналогичные централизованные системы.
Новый этап информатизации городского хозяйства Москвы должен наступить в 2019 году с принятием программы «Умный город».
Все вопросы горожане будут решать одним кликом.
Цифровое зрение и электрон
Чтобы не быть голословными, приведём несколько цифр. В системе здравоохранения в 2017 году Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), включая электронную медицинскую карту, была внедрена в поликлиниках ТиНАО, что устранило цифровое неравенство между жителями новых территорий и других округов Москвы.
В большинстве столичных поликлиник внедрён механизм управления потоками пациентов и очередью к дежурному врачу (охвачено 60% дежурных врачей), что значительно ускорило получение медицинской помощи и уменьшило очереди. Ключевой же инновацией стало начало реализации пилотного проекта «Цифровое зрение» – использование «больших данных» и искусственного интеллекта для помощи врачам в ранней диагностике рака и риска возникновения инсульта. Первые результаты проекта показывают, что использование этой технологии повышает точность диагностики на 15%. Кстати, Массачусетский университет уже запросил технологию для ее изучения.
В сфере образования в прошедшем году было начато полномасштабное внедрение проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) – новой формы преподавания и нового рабочего места учителя.
На сегодняшний день в электронной библиотеке МЭШ размещено 146 электронных учебников, свыше 30 тыс. тестовых заданий, 6 виртуальных лабораторий, более 150 тыс. электронных сценариев уроков, в т.ч. 15 тыс. сценариев в общем доступе. Абсолютное большинство материалов разработаны и размещены непосредственно учителями.
Обучение работе в МЭШ прошло около 10 тыс. учителей. Для педагогов установлены надбавки за работу с МЭШ в размере 10 тыс. рублей в месяц.
«Московская электронная школа» стала базисом для федерального образовательного проекта «Российская электронная школа». Соответствующее соглашение было подписано между правительством Москвы и Минобрнауки России.
Нарушители всегда под наблюдением
В такой важнейшей сфере жизнедеятельности города, как ЖКХ, большинство решений также принимается на основе данных и автоматизации.
К концу 2017 г. 79% учреждений бюджетной сферы (3, 6 тыс. объектов учёта) и 57% многоквартирных домов (13, 5 тыс.) перешли на автоматизированный сбор показателей приборов учёта.
К Единому диспетчерскому центру, помогающему москвичам в решении вопросов, связанных с ЖКХ, подключены 100% диспетчерских центров (без учёта ТиНАО). За 2017 г. обработано 8, 3 млн обращений.
Всё чаще за государственными услугами в сфере ЖКХ граждане обращаются через портал MOS.RU.
Здесь москвичи могут получить Единый платёжный документ (более 15, 7 млн обращений), передать показания электросчётчиков (более 4 млн обращений); передать показания приборов учёта воды (более 34, 6 млн обращений).
– Я уже забыла, когда последний раз приходила в банк и стояла в очереди, чтобы оплатить какие-то услуги ЖКХ, – сказала жительница Юго-Западного округа Оксана Чернышова. – Через портал это делать удобно и быстро.
Один из самых главных вопросов, который волнует простого человека, – это безопасность. Вернее, оперативное решение возникших проблем. И тут без инноваций и новых технологий, что называется, никуда.
В истекшем году была модернизована созданная в 2011–2012 гг. система «Мобильный инспектор» (оформление ДТП и дорожных штрафов в электронном виде с помощью планшетов). Сотрудники ГИБДД получили дополнительную технику. В результате был сокращён срок оформления штрафов и ДТП. В частности, в 2017 г. уже 70% ДТП и штрафов было оформлено в электронном виде (в 2016 г. – 50%).
Соответственно была увеличена зона охвата городского видеонаблюдения – дополнительно установлено 1, 8 тыс. камер подъездного видеонаблюдения в ТиНАО. К Единой городской системе было подключено 4, 5 тыс. камер внешних участников (стадионы, транспортные объекты, парки и др.).
Особое внимание уделялось защите городских электронных сервисов от взломов и других киберпреступлений. В частности, в 2017 г. была внедрена новая форма авторизации пользователей с дополнительными мерами защиты персональных данных, проведено обучение порядка 46 тыс. сотрудников органов власти и учреждений основам информационной безопасности.
В среднем в течение года большие и малые хакерские атаки (включая DDoS) фиксировались каждые 20 секунд.
Кроме того, в течение 2017 г. была проведена предварительная работа для обеспечения перехода с реактивного (фиксация совершённого правонарушения) на проактивный и профилактический подход (предупреждение правонарушений) в сфере обеспечения безопасности.
Строительство, культура и туризм не отстают
Такой мировой мегаполис, как Москва, должен динамично развиваться и не отставать от времени, а лучше всего – и опережать. Поэтому новые технологии вводятся и в других сферах жизнедеятельности города.
Коротко перечислим примеры инноваций в других сферах городского хозяйства:
строительство – 94, 4% услуг в градостроительной сфере предоставляется в электронной форме, в настоящий момент введены 2 новые электронные услуги: выдача застройщику заключения о соответствии требованиям, предоставление технического заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений;
социальная поддержка – адаптация учебного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием электронных технологий, 1, 5 тыс. новых участников дисконтной программы социальной карты москвича;
культура – цифровое представительство парка «Зарядье», программа «Музеи детям» (бесплатное посещение 90 музеев при предъявлении социальной карты);
туризм – интерактивные гиды, портал «Узнай Москву» (более 1, 25 млн уникальных посетителей, более 400 тыс. скачиваний мобильного приложения).
Также в 2017 г. продолжилось расширение городской сети Wi-Fi, которая в настоящее время доступна в метро, на наземном общественном транспорте, на отдельных улицах внутри Садового кольца, во многих парках и студенческих общежитиях, культурно-досуговых центрах. Сегодня более 80% москвичей используют смартфоны, пользуются ПК, ноутбуками или планшетами. Благодаря высокой конкуренции и активному развитию сетей мобильный Интернет обходится москвичам в 5 раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка.
Справка «АН»
Более 90% квартир в Москве используют домашний широкополосный Интернет.
Москва входит в десятку крупнейших городов мира с самой высокой скоростью фиксированного Интернета.
Городские проекты не раз становились финалистами и лауреатами международных и российских премий. Таких как бесплатная городская сеть Wi-Fi – лучший инфраструктурный проект по версии профессионального сообщества ИТ-директоров России Global CIO; приложение «Узнай Москву» – Best MGovernment Service Award;
ЕМИАС – Global mobileGov Awards (3-е место); «Московская электронная школа» – лауреат премии Рунета в номинации «Наука и образование»; портал поставщиков – лауреат премии Рунета в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции»; Top 7 Intelligent Communities of 2017; премия Всемирной организации электронных правительств городов мира WeGO.
77% москвичей хотя бы раз заказывали товары в интернет-магазинах. Каждый пятый москвич ежемесячно совершает покупки в Интернете.
65% москвичей пользуются интернет-сервисами: онлайн-такси, покупка билетов, заказ еды, каршеринг, онлайн-обучение, уборка и т.д.