Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 15(608) от 19.04.18 13+

Жить стоит ради того, за что стоит умереть

, 21:04

Все мы помним былинных богатырей и героев Отечества со страниц учебников. Им на смену приходят новые, современные герои. Среди них – Вячеслав Бочаров, ветеран афганской и чеченских войн, Герой России. Во время освобождения заложников в Беслане офицер спецподразделения ФСБ Бочаров получил тяжелейшее ранение в голову. Десятки операций и долгое восстановление, и он снова «в строю»: занимается общественной деятельностью, работает с молодёжью. Из разговора с ним понимаешь, откуда берётся такая сила характера.

ВЯЧЕСЛАВ Алексеевич, люди совершают героические поступки вопреки инстинкту самосохранения. Что ими движет? Особенно в ситуациях, когда есть выбор: обезопасить себя или жизнью рискнуть.

– Как сказал русский философ Иван Ильин, «жить стоит только ради того, за что стоит умереть». Я продолжаю – за убеждения. Люди совершают поступки, которые их современники называют подвигами, не ради славы, денег или наград. Служить можно за деньги, а вот умирать за деньги нельзя – смысла нет.

Когда в Москве в XIX веке была чума, наши врачи изобрели противочумной порошок и испытывали его на себе. Они обрабатывали порошком одежду заражённых, всю в крови и гное, и ходили в ней – доказывали, что их средство работает. Зачем они рисковали собой? Хотели спасти народ, потому что зараза распространялась везде. Или вот ещё пример... Во время Первой мировой войны немцы совершили первую газовую атаку, а противогаз изобрели наши учёные. Профессор Зелинский вместе со своим ассистентом Степановым также проводили испытания на себе – в закрытом помещении, наполненном хлором и фосгеном. Степанов находился там больше часа. Николай II наградил его Георгиевским крестом. Но не ради креста он на это решился. Если бы Степанов не был убеждён, что их изобретение важно для спасения тысяч солдат на фронте, и в том, что оно реально работает, он бы никогда туда не вошёл!

В июне 2004 года, когда боевики напали на Ингушетию, мы вели бой в Назрани. И мой подчинённый Виктор Дудкин бросился под шквальный огонь, вытаскивая тяжелораненого подполковника Черныша. Погибли оба... Но Витя Дудкин так поступил, потому что по-другому не мог. У нас – как в разведке: если ты не уверен, что тебя оттуда вынесут, то как туда идти? Поэтому офицер спецподразделения всегда попытается помочь товарищу, даже ценой собственной жизни.

– Вы часто выступаете перед молодой аудиторией. Говорите со школьниками и студентами о патриотизме и подвигах. Как они реагируют? С интересом или с чувством «только не надо меня «лечить»?

– Когда вы с молодёжью общаетесь аргументированно и без нравоучений, она реагирует хорошо. Ведь вы не упрекаете её в незнании, а, наоборот, пытаетесь заинтересовать. В феврале я встречался со студентами Хабаровского госуниверситета. У них в городе есть прекрасный мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне. На одной стеле перечислены имена Героев Советского Союза, Героев России и Героев Соцтруда. Я спросил у ребят: «А вы какую-нибудь из фамилий можете мне назвать?» Ни одной не вспомнили. А они ведь часто бывают в этом месте – оттуда открывается шикарный вид на Амур. Я говорю: «Получается, памятники в городах и деревнях по всей России зря стоят, раз мы постоянно проносимся мимо и их не замечаем». Иногда стоит просто заострить на теме внимание, чтобы человек заинтересовался. И я надеюсь, что кого-то из них зацепит.

Меня часто спрашивают, какие сейчас молодые люди. Да такие же они, как и раньше! Просто, чтобы у них были убеждения, с ними надо работать.

– А можно научить человека патриотизму?

– А любви можно научить? Нельзя. Это чувство заложено глубоко внутри нас, но, чтобы его развить, нужно человека воспитывать. Главным воспитателем должна быть семья, но у нас, к сожалению, сейчас кризис семьи: огромное количество разводов, слишком молодые родители, которых самих ещё надо многому учить... Я был на съёмках телепрограммы с участием кадетов и суворовцев. Ребятам задали вопрос: почему вы пошли в военное училище? Ответы у всех примерно одинаковые – у кого папа военный, у кого дедушка. Все хотят Родину защищать. А когда их спросили: о чьей героической судьбе вам рассказывали в семье? – никто не ответил. А ведь это важно – знать, на кого ориентироваться. Если ты мечтаешь стать художником, узнать о мастерах прошлого и настоящего. Хочешь стать врачом – представлять, кто такие Лео Бокерия и Леонид Рошаль.

Там, где нет человека, нет истории. Вот летишь ты в отдалённые уголки нашей Родины – проходит час, два – а под тобой всё тайга, ни одного населённого пункта, только дикие звери в бескрайних лесах. Какая там история, там почти первобытная жизнь по законам природы.

– Но ведь это наши родные просторы, это тоже можно любить.

– Безусловно! Это наша земля. Но если мы говорим о воспитании патриотизма, здесь нужна история судеб. Посмотрите, какой информационный фон вокруг той же Олимпиады. Только допинговый скандал! Разве это может вдохновить молодёжь? А вы расскажите ей про то, как в 1952 году на летние Олимпийские игры в Хельсинки отправилась наша команда, наполовину состоящая из фронтовиков. Люди получили на войне тяжёлые ранения, прошли концлагеря. И на Олимпиаде заняли второе место в медальном зачёте! А мы никого из них не знаем. Так напишите об этом в СМИ, расскажите об этом в школе. Как говорил Суворов, «возьми себе в пример героя, следуй за ним, догони его, обгони, слава тебе».

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram