«Медовая», или «сладкая ловушка», – один из самых распространённых приёмов в разведке. Он заключается в том, что нужного человека очаровывает красивая женщина. Или мужчина. «Клиент» расслабляется в объятиях, плывёт – и «делай с ним что хошь». Многие высокопоставленные люди попадали в такие ловушки. Судя по всему, не избежала их и венценосная семья Романовых. Во всяком случае так утверждает Анатолий ТЕРЕЩЕНКО в своей книге «Тайны Серебряного века».
В КОНЦЕ XIX – начале XX века российский балет гремел по всей Европе. Самым ярким бриллиантом в этой короне была Матильда Кшесинская. Именно она первой на русской сцене исполнила 32 фуэте подряд. Малечка, как звали её родители, а затем и любовники, родилась 19 (31) августа 1872 года в семье артистов балета Мариинского театра. Отец – российский поляк Феликс Кшесинский, мама – Юлия Доминская. Путь девочки был уже протоптан – после окончания в 1890 году Императорского театрального училища её принимают в балетную труппу легендарной Мариинки. А уже в 1896 году Малечка получает статус примы-балерины императорских театров.
Коллеги Кшесинской, конечно, отзывались о ней как о большой труженице. Но были и другие события, которые способствовали воцарению Малечки на престоле русского женского балета. В 1892 году император Александр III знакомит своего сына, будущего императора Николая, с Кшесинской. И забурлил двухлетний роман царицы сцены и наследного цесаревича всей империи. «Когда я прощалась с наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу», – вспоминала позже царица фуэте. После помолвки Николая Романова с Алисой Гессенской, будущей императрицей, отношения с Малечкой, по официальной версии, прекратились. Горячая ли кровь, женская ли обида, или что-то другое, но Матильда быстренько и почти одновременно укладывает в свою постель двух великих князей: Сергея Михайловича (от него рожает сына Владимира) и Андрея Владимировича Романовых. С последним она обвенчалась в 1921 году в Ницце. Скончалась в 1971 году – в возрасте почти 100 лет.
«Богиня танца» всегда жила на широкую ногу. Несколько домов-дворцов в Санкт-Петербурге, Ницце, Париже. Приёмы, наряды, экипажи, миллионные украшения… У окружающих всегда возникал вопрос: откуда деньги, Малечка? Романовы, хоть и богатейшая семья империи, были достаточно прижимисты. Немецкий барон Гораций Гинцбург, миллионер, отделался домом на Каменном мосту. Подарок царский, конечно. Но дом надо содержать. А на какие, простите, шиши был куплен и отремонтирован дворец в Стрельне? «Даже в Зимнем дворце не было электричества», – вспоминала Кшесинская, а у неё в Стрельне была собственная электростанция.
Одной из самых богатых и серьёзных разведок считается английская МИ-6. Могла ли «англичанка» пройти мимо барышни, которая вращается в высших кругах, спит с великими князьями? Однозначно – нет...
Конечно, книга Анатолия Терещенко не только и не столько о женщине-вамп. Очень многие тайны, очень многие загадки Серебряного века – века борьбы разведок, века красивых порочных дам и джентльменов-убийц – раскрывает нам писатель в этой книге. А без знания «вчера» нам непонятно «сегодня» и неизвестно «завтра».
Иван КОНЕВ