Аргументы Недели → Город М № 11(604) от 21.03.18 13+

Театр начинается с армии

, 20:31

Так уж повелось со врёмен Советского Союза, что Театр Советской армии был сугубо патриотический. Здесь давали спектакли на военную тематику. В наше время всё изменилось. Сейчас в репертуаре значится всего 7 постановок на военную тему. 25% от всех прочих. Всё остальное – классика и современные пьесы. В пресс-службе нам рассказали, что на днях состоится открытие экспериментальной сцены.

Нет стандартам!

Идеология Театра Красной армии была сформулирована в 1935 году Алексеем Поповым, вторым художественным руководителем и основателем театра. Тогда перед труппой ставилась задача работать для военных. Но нельзя было забывать, что рядом с военнослужащими живут их семьи. Поэтому в театре ставили и классические постановки. То есть репертуар старались сделать разнообразным. Сейчас военная тема здесь присутствует скорее по традиции. Посмотрим афишу. В репертуаре значатся пьесы Шекспира, Чехова.

Новый толчок к современному развитию этого театра даст открытие экспериментальной сцены. Молодые актёры будут играть необычные постановки. Им придётся привыкать выступать практически «нос к носу» со зрителями. Это будет происходить благодаря сцене-трансформеру. Площадка будет видоизменяться: зрительские ряды будут выставляться как обычно, так и нетрадиционно. Например, треугольником или наискосок. В спектакле «Метод Грёнхольма» режиссёра Татьяны Морозовой сцена круглая. Таким образом зрители могут оказаться в любом месте. Всё будет зависеть от задумки режиссёра. Любопытно, что и цены на билеты в зависимости от удобства расположения места будут каждый раз меняться.

 

Репертуар

Репертуар в театре разнообразный. Например, «Пятая колонна» по пьесе Хемингуэя – это история любви. Старик Хэм писал и о войне, без неё не обойтись. «Посвящение» – современная комедия с актёрским акцентом. Повествование идёт об актрисах. Постановка «Омлет» также посвящена двум актёрам – Розенкранцу и Гильденстерну. Они постоянно находятся за кулисами и обсуждают театральную жизнь.

Тем не менее на сцене Театра Российской армии обязательно выпускают спектакли на патриотическую тему. Часто это приурочено к особенным датам, например, юбилеям Великой Победы. И стоит заметить, на этих представлениях бывают аншлаги. Особенно на спектаклях «Вечно живые», «С тобой и без тебя» – на стихи Константина Симонова. Они популярны, вероятно, потому, что поставлены по художественным произведениям. В пресс-службе рассказывают: вдумайтесь, например, «Похождения бравого солдата Швейка» можно считать патриотическим произведением? Ведь оно тоже о войне. А вот спектакль «Судьба одного дома» – патриотический. Это симпатичная инсценировка по произведениям Астафьева и Гроссмана.

 

Размер и формат

Кто хоть раз бывал в Театре Российской армии, не забудет его. Это величественное, огромное здание в стиле сталинского ампира. В большом зале 1500 зрительских мест, в малом – 400. На экспериментальной сцене насчитывается всего 72 места. Посещаемость очень высокая. Особенно хорошо заполняется малая сцена. А ведь 400 мест – совсем немало, так же как в Театре на Таганке. Театр Российской армии курирует Министерство обороны РФ. Поэтому его не затронул указ правительства Москвы о финансировании в зависимости от наполняемости залов. Согласитесь, заполнить стопроцентно зал, в котором находится 1500 мест, нереально.

Судя по статистике театра, основной зритель – люди в возрасте от сорока и выше. Но приходят и молодые. У них особой популярностью пользуется спектакль-синемоушн «Театр Звезда». Поставили его три современных режиссёра по пьесе модного драматурга Саши Денисова. Онпосвящён истории Театра Российской армии. Зритель проходит через эпохи, где каждая историческая сцена вписана в ландшафт архитектуры знаменитого театрального здания. Представление начинается в фойе, зрители постепенно передвигаются из одного помещения в другое. Завершается всё на большой сцене. Во время спектакля люди проходят 1720 шагов. Это новый формат спектакля.

Вообще в этом театре не отказываются от новых технических средств, которыми сейчас изобилуют московские театры. Три года назад здесь поставили 3D-мюзикл «Пола Негри». Драматические постановки также не обходятся без современного оборудования – светового и звукового. Для того чтобы это оценить, стоит посмотреть «Театр Звезда». В спектакле используются видеопроекции. Художник по свету создал особое световое пространство вокруг, не только на сцене.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram