С начала 2018 года Фонд социального страхования РФ, ведающий назначением и выплатой пособий по беременности и родам, уходу за ребёнком и временной нетрудоспособности по случаю болезни, выпустил ряд информационных писем с разъяснениями по актуальным вопросам своей деятельности. Озвученные разъяснения касаются весьма широкого круга лиц – от будущих мам до граждан, получающих выплаты по больничным листам. «Аргументы недели» знакомят читателей с наиболее важными аспектами.
АЖНУЮ новость ФСС преподнёс беременным женщинам, вставшим на учёт в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель). По закону им полагается дополнительное единовременное пособие, которое начисляется вместе с суммой «декретных» выплат за наступающий в 30 недель отпуск по беременности и родам. Размер этого пособия с 1 февраля был проиндексирован и составляет 628 рублей. При этом у работодателей нередко возникал вопрос, на какую «точку» ориентироваться при определении размера этой выплаты – день, когда женщина принесла «декретный» больничный, дату выдачи справки женской консультацией или же ещё какой-либо момент. Повод для сомнений давала ситуация, когда, к примеру, постановка на учёт прошла до проведения индексации, а бюллетень для ухода на больничный по беременности и родам (в котором в числе прочего указывается, в какое время женщина встала на учёт) выписан и отдан работодателю после того, как индексация состоялась. ФСС чётко указал, что «отправной точкой» следует считать даже не дату постановки на учёт, а дату наступления беременности (Письмо Фонда социального страхования РФ от 13.02.2018 №02-09-14/17-04-561).Если эта дата приходится на момент доиндексации, пособие выплачивается в том размере, который был до повышения.
В другом своём письме ведомство коснулось дольно острого вопроса о предоставлении пособий по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет тем родителям, которые в этот период вышли на работу и воспользовались правом на неполный рабочий день. Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность трудиться в подобном режиме и получать одновременно и заработную плату, и выплату за отпуск по уходу. Тем не менее ни в одном нормативном акте на сегодняшний день не оговаривалось, на сколько именно должен быть сокращён рабочий день для сохранения права на пособие. Это нередко приводило к недоразумениям вроде ситуаций, когда рабочий день документально сокращался всего на 5–10 минут (то есть по сути оставался практически полным), а работница настаивала на оформлении режима неполного времени и, соответственно, сохранении пособия. ФСС своим письмом попытался внести некую ясность в данную коллизию. В частности, ведомство указало, что работа в любом случае должна занимать меньше времени, чем основная деятельность сотрудника в данный период (а именно уход за ребёнком). Кроме того, подчёркивается, что сокращение рабочего времени в любом случае должно исчисляться в полных часах, а не в минутах. Соответственно, «сокращение» на 10 или 30 минут не даёт права сохранить пособие. Тем не менее в целом конкретные параметры в любом случае должны устанавливаться индивидуально по договорённости работника и работодателя и фиксироваться в договоре (Письмо Фонда социального страхования РФ от 19.01.2018 №02-08-01/17‑04‑13832л).
В третьем своём письме с начала года ФСС коснулся вопроса исчисления стажа работника для определения размера выплаты по больничному листу (напомним, сегодня она составляет 60% среднего заработка при стаже до 5 лет, 80% при стаже от 5 до 8 лет и 100% при стаже от 8 лет и выше). В частности, ведомство ответило на частный запрос работодателя, который интересовался, можно ли складывать в полные месяцы стажевые «хвостики» размером до 30 дней в ситуациях, когда сотрудник нарабатывал свой стаж в нескольких организациях (при работе на одном и том же месте дни в количестве меньше календарного месяца не учитываются и отбрасываются). Фонд сообщил, что подобное возможно, если данные «хвосты» при суммировании составляют месяц и более и, соответственно, могут влиять на размер стажа и полагающейся «больничной» выплаты. С подробностями, а также конкретными примерами можно ознакомиться в Письме Фонда социального страхования от 6.01.2018 №02-09-14/17‑04-31319.