> Чего и почему боится наш народ? - Аргументы Недели

//Город М 13+

Чего и почему боится наш народ?

№  () от 10 января 2018 [«Аргументы Недели », Михаил СМИРЕНСКИЙ ]

Вопрос на сегодняшний день весьма актуальный. Осознав, что местным властям порой по барабану и протесты жителей по целому ряду административных решений, и их коллективное отрицание явно грабительских постановлений и документов, да и жизнь в целом, люди начали бояться.

ПОТЕРЯТЬ работу, заболеть, взять волчий кредит и не суметь его погасить, нарваться на пьяного водителя и т.д. До недавнего времени боялись слова «реновация», и это понятие вызывало в обществе очередную спорную волну.

Мы попросили известного российского адвоката, одного из ведущих специалистов в области административного законодательства Леонида Ольшанского вместе с нами проанализировать ряд общенациональных фобий, постараться определить их причину и порассуждать, что же делать простому обществу дальше. Итак.

– Если в двух словах, то народ сегодня боится получить жилья мало, да ещё и уехать жить далеко на выселки. Это так?

– Первоначально черновик законопроекта о реновации вызвал шквал негодования. Результат – президент В.В. Путин заявил: «Я такой закон не подпишу». В Государственной думе была создана большая группа экспертов и депутатов для внесения кардинальных изменений в законопроект.

Расскажу только о некоторых из них. Первоначально решение о сносе дома принимала одна треть жителей. Сегодня – две трети. В первом варианте законопроекта было крайне сужено право жителей на судебную защиту. В итоговом варианте обжаловать можно любые действия и бездействие чиновников.

– Нужно ли будет доплачивать за лишние метры?

– Не нужно. Жильцов переселят в дома в том же районе, в котором они живут сейчас. Новые квартиры будут примерно на 20% больше старых за счёт больших кухонь и коридоров. А вот если желающие захотят увеличить жилую площадь, то дополнительные квадратные метры можно будет прикупить по льготной ипотеке.

– А кто же может участвовать в голосовании на тему «сносить дом или нет»?

– Собственники квартир, включая всех собственников долей.[end_short_text] Если квартира приватизирована на четверых (отец, мать, бабушка, ребёнок), то каждый из них имеет право голоса.

– Можно ли сейчас поставить дом в список на реновацию и, наоборот, выйти из неё?

– Вход в программу реновации закрыт, но выйти из неё ещё можно. Жители включённых в снос домов могут отказаться от реновации до выдачи первого свидетельства о праве собственности на новую квартиру.

– Реновация – пока что закон, касающийся только Москвы. Но будет ли реновация охватывать территорию всей нашей страны?

– В Государственной думе создана большая группа депутатов и экспертов, которые работают над поправками. И цель их – перенести опыт столицы на всю Россию.

– Многие чиновники уверяют, что реновация – это не улучшение жилищных условий, а вынужденная необходимость.

– Они, вероятно, невнимательно слушают выступления президента. Владимир Владимирович Путин неоднократно говорил, что истинная цель строительства и нового жилья, и новых дорог – улучшение условий жизни россиян. Других подходов я не вижу.

Поэтому в новостройках и квартиры должны быть лучше, и инфраструктура (школы, больницы), и экология на должном уровне: сады и парки отдельно, гаражи и стоянки – отдельно.

– Многострадальное ОСАГО. Как же достали бесконечные изменения в правилах страховщиков, их алчность, вечное желание всяко содрать с автовладельца как можно больше бабла при навязывании услуг.

– Моя позиция такова: любое страхование – такая же гражданско-правовая сделка, как купля, продажа, мена, дарение, аренда и т.д. Всё перечисленное должно быть добровольным.

В этом вопросе я, как ни странно, за формулу эпохи застоя: «Летайте самолётами «Аэрофлота», «Храните деньги в сберегательной кассе». То есть государство должно убеждать граждан в своих инициативах, предоставляя людям возможность самим оценить – нужны они или нет. Страхование не должно быть принудительным.

А вот потому, что оно сильно лоббируется (отчего и стало принудительным), у нас сейчас в случае ДТП пострадавший уже не сможет получить «живые» деньги и отремонтировать машину на том сервисе, где ему это удобно. Сегодня его принудительно направят на сервис, с которым страховщики успели подписать договор. Как, из каких запчастей будет производиться этот ремонт, собственнику, скорее всего, не дано будет знать. А ведь любая реформа должна именно улучшать услуги, это – аксиома. Иначе зачем она вообще нужна?

– Как это «зачем»? Чтобы стряхнуть с народа больше денег. Вот снова заговорили об очередном повышении тарифов на полисы ОСАГО. Куда же больше?

– Считаю, что все налоги, штрафы, тарифы, таможенные пошлины и т.д. должны проходить через парламент, как через рентген, чтобы каждый россиянин знал их инициаторов.

Сегодня, например, страховые тарифы через парламент не проходят, принимаются келейно и ставят всех нас уже перед свершившимся фактом. В настоящее время таким финансовым модератором, который, как правило, не отказывает предложениям страхового сообщества, является Центробанк.

– Леонид Дмитриевич, но с ДТП и их последствиями, которые захлестнули страну, бороться всё равно нужно. У вас есть рецепты?

– Я могу лишь привести слова президента России, произнесённые им на заседании Госсовета ещё 10 лет назад.

Он сказал, что в деле борьбы с аварийностью на первом месте должно быть строительство новых дорог, тоннелей, эстакад. Далее он подчеркнул необходимость создания условий для немедленного прибытия на место аварий «скорой помощи» и сил МЧС.

Но самое главное – качественная подготовка водителей, формирование их профессиональных навыков. В принципе – классические подходы. Сможет государство выполнить поручение своего президента – обстановка улучшится, я уверен.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте