Столичных таксистов попросили выучить английский язык к чемпионату мира по футболу, который пройдёт в России летом. Кроме того, как заявил Максим Ликсутов, заммэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, часть таксомоторных парков могут получить аккредитацию, которая позволит им подъезжать к стадионам, где будут проводиться матчи.
ДЛЯ получения аккредитации у водителей не должно быть неоплаченных штрафов, а возраст автомобиля не превышать четырёх лет. Вдобавок такси должно быть жёлтого цвета, с опознавательным фонарём и жёлтыми регистрационными номерами.
Сама же идея обучить таксистов английскому языку, безусловно, здравая. В конце концов, столица всеми силами пытается превратиться в том числе в туристический город. А значит, несмотря на многочисленность китайцев, вторым языком для общения в сфере всевозможных услуг должен стать английский. Мы давно не удивляемся меню на английском, тому, что дублируются латиницей названия станций, а также объявлениям на иностранном языке. Однако встретить персонал, который действительно подскажет иностранцу, как решить его проблему, бывает действительно пока непросто.
Как заявлял М. Ликсутов, «мы также рекомендуем водителям выучить стандартные фразы на английском языке. К примеру, они должны уметь рассказать иностранным туристам о тарифах, озвучить время поездки или наиболее короткий путь до нужного места.Чтобы облегчить эту задачу, мы разработали специальные памятки. Они содержат англо-русский разговорник, расписание матчей, схемы размещения стоянок такси у стадионов, телефоны экстренных служб и советы водителям по безопасности перевозок. Наша цель – исключить ситуации, когда гость чемпионата может быть обманут недобросовестными таксистами».
Цель благая. Достаточно вспомнить, как летом этого года во время проведения Кубка конфедераций один ушлый водитель умудрился обмануть болельщика из Чили и выставил ему счёт за поездку из аэропорта до центра Москвы в 50 тысяч рублей! Хорошо, потом правоохранительные органы вмешались в ситуацию и решили проблему.
Как научить?
Осталось только одно – научить таксистов говорить по-английски. А вот это уже задача посложнее, чем раздать памятки, разговорники и написать названия станций латиницей. В конце концов, зачастую, заказывая себе такси через любой из популярных во всём мире агрегаторов, к вам может приехать водитель, который по-русски и разговаривает-то с трудом. Не то что на английском. Зато там заранее будет проложен маршрут и указана фиксированная стоимость поездки. Казалось бы, и знание английского языка особо не нужно.
С другой стороны, очевидно, что далеко не все иностранцы будут пользоваться мобильным Интернетом для заказа такси. Проще поймать на улице либо же заказать из кафе или отеля. К слову, в столице даже есть таксопарки, где предоставляется услуга с водителем, который говорит по-английски. Однако к стандартному тарифу могут накинуть аж 500 рублей! То есть поездка выходит в два-три раза дороже.
С подобным ценообразованием для многих иностранцев будет всё же проще воспользоваться метрополитеном. Это ведь для москвичей и тех, кто пользуется подземкой ежедневно, всё давным-давно стало привычно. Для заморского гостя большинство станций метро – это же целый дворец! Поэтому если столичные таксисты начнут задирать цены, то и памятки так и останутся для большинства водителей бесполезной макулатурой. Однако раз поставлена задача и есть такая просьба от столичного правительства, то как будут стимулировать водителей учить английский?
Кому нужнее?
Кроме того, вызывает некоторую настороженность то, что к этому вопросу начали готовиться за полгода до старта мундиаля. Так, например, в Республике Беларусь вопросом обучения таксистов английскому занялись за два года до чемпионата мира по хоккею – 2014. Вдобавок под международные состязания в Минске обновили автопарк и запретили водителям работать в спортивных костюмах. Последнее, казалось бы, мелочь, а приятно. Как минимум, создаётся впечатление, что везёт тебя профессионал, а не «бомбила».
Также для сравнения, в Рио-де-Жанейро бразильские таксисты ещё за год до летних Олимпийских игр 2016 года, отправились подтягивать английский. Тогда более десяти тысяч шофёров прошли языковые курсы. Кроме того, на этой базе планировалось завершить работу над образовательной программой для других граждан. То есть для развития страны из спортивного мероприятия решили выжать по полной.
С другой стороны, нельзя сказать, что в столице относятся к этому безалаберно. Городские власти действительно делают многое для того, чтобы пребывание гостей было комфортным и удобным. Однако остаётся большой вопрос. А сам бизнес хочет, чтобы наплыв гостей вылился не просто в возможность разово заработать, а в возможность создать своим гостеприимством репутацию как минимум города, который готов работать с иностранными туристами постоянно?