Аргументы Недели → Город М № 50(592) от 21.12.17 13+

Самые читающие школьники

, 19:07

Лучше всех в мире навыки чтения осваивают московские школьники, следует из результатов международного исследования PIRLS. Ученики столичных образовательных учреждений продемонстрировали самые высокие результаты в сравнении со сверстниками из 50 стран.

НА ДНЯХ были подведены результаты исследования читательской грамотности по методике PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), проводившегося Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA) в 2016 году. Лучшими в рейтинге стали московские школы с рекордным результатом в 612 баллов, средний же балл по России, занявшей первое место среди стран, – 581. Для сравнения: серебро досталось Сингапуру – 576 баллов, бронза – Гонконгу (569 баллов).

В тестировании принимали участие 4289 четвероклассников из 150 московских школ, в то время как прежде в московской выборке участвовали всего 12–14 образовательных учреждений.

«Московские школьники показали великолепный результат в международном исследовании PIRLS за 2016 год, – прокомментировал в своём микроблоге мэр столицы Сергей Собянин. – Московские школы – самые лучшие в мире!»

 

Рекордный результат

Исследование PIRLS позволяет оценить способности к чтению и усвоению информации у «выпускников» начальной школы. В рамках тестирования дети знакомятся с художественным и информационным текстами и выполняют задания, которые позволяют оценить способность находить нужную информацию, обобщать её и формулировать выводы. «В начальной школе ребёнок в основном учится читать. А с 5-го класса он начинает использовать чтение, – комментирует руководитель Центра национальных и международных исследований качества образования «ФИОКО» Сергей Станченко. – То, насколько он будет успешен в школе, зависит именно от читательских навыков».

Как поясняют в столичном Министерстве образования, результаты PIRLS дают ответы на важные для мониторинга качества образования вопросы: насколько хорошо читают дети в сравнении с иностранными ровесниками, любят ли они это делать и каковы национальные особенности учебного процесса.

Тестирование по методике PIRLS проводится с 2001 года раз в пять лет.

Россия участвовала во всех исследованиях: вначале она заняла только 12-е место из 35, хотя и с результатами выше среднего. Зато в 2006 году наши результаты взлетели до первого места из сорока, в 2011-м – опустились на строчку ниже: из 48 конкурентов мы уступили только Гонконгу. Прежде столичные ученики проходили тестирование в общероссийской выборке, а в этом году Москва впервые «выступила» отдельно – и поставила мировой рекорд. При этом разброс в баллах между сильнейшими и более слабыми учебными заведениями столицы невелик, что свидетельствует о хорошем общем уровне подготовки.

 

Плоды реформ

Впечатляющие достижения московских школьников нельзя объяснить только доставшейся в наследство от Советского Союза качественной системой образования. «Россия одна из 4 стран, которые серьёзно улучшили свой результат за последние 15 лет», – отмечает исполнительный директор Международной ассоциации по оценке учебных достижений Дирк Хастедт.

«Анализ российских результатов показывает крайне интересные вещи: мы побеждаем не только другие страны, но и собственные проблемы», – комментирует замминистра образования, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Эксперты обращают внимание, что когда будущие участники последнего тестирования только начинали учиться, столичные учебные заведения прошли через ряд реформ. Во-первых, в 2011 году появились два новых инструмента мониторинга работы образовательных учреждений: обязательные диагностические работы для четвероклассников, поставившие под контроль результаты работы педагогов начальной школы, и рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников, основанный на массовых результатах юных жителей столицы в учёбе, олимпиадах и спорте. Во-вторых, в том же году финансирование московского образования выросло в полтора раза, и школы начали получать фиксированную сумму за каждого учащегося.

По мнению руководителя департамента образования столицы Исаака Калины, такой подход позволил Москве возглавить рейтинг PIRLS. «Каждый ученик приносит серьёзные деньги школе, и каждый ученик школе дорог. Не семья стала бороться за право попадания в школу, а школы стали конкурировать за то, чтобы семья выбрала именно их», – комментирует чиновник. Среди других факторов, обеспечивших успех, он отметил рост заработной платы педагогов и её привязку к результативности, компьютеризацию школ и переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в 2012 году.

Однако на читательские успехи детей влияет не только школа: большое значение имеет дошкольная подготовка. Так, московские четвероклассники, которые к первому классу знали буквы или уже умели читать, в среднем получили 639 баллов, в то время как их ровесники с более слабой подготовкой – 579 баллов. К слову, за последние семь лет количество учащихся учреждений дошкольного образования Москвы выросло на треть: с 288 до 424 тысяч. Велика и роль семьи, которую подтвердило анкетирование родителей в рамках исследования. «Мы чётко видим: если родители очень любят читать, то их дети показывают более высокие результаты», – прокомментировал данные PIRLS Кравцов.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram