Аргументы Недели → Город М № 48(590) от 07.12.17 13+

Столице нужен воздух

, 22:43

Гринпис России в конце ноября направил властям РФ своё видение того, какой должна быть транспортная политика в Москве. Вопрос рассматривается прежде всего с точки зрения экологии, что как раз во главу угла чиновники обычно не ставят. По замыслу защитников природы, если начать придерживаться их сценария развития транспортной системы столицы уже сегодня, то к 2030 г. выбросы оксидов азота в Москве снизятся на 70%, а углекислого газа – на 34%.

НА СЕГОДНЯШНИЙ день, согласно данным Национального центра транспортных исследований, который и составил по заказу Гринпис программу развития транспорта в Москве, в столице за год в воздух выбрасывается порядка 38 тыс. тонн оксидов азота и почти 7, 95 млн тонн углекислого газа. Виновниками в этом значатся автомобили, которые своими выхлопами и загрязняют воздух. Так, в 2015 г. на их долю приходилось 93% опасных для здоровья выбросов.

Так как же Гринпис предлагает улучшать ситуацию? По мнению экологов, одним из решений должен быть запрет на въезд в центр города автомобилей с двигателем ниже класса «Евро‑4». Так что, если у вас машина выпущена до 2005-го и есть необходимость ездить в центр города, то, согласно «революционному сценарию» Гринпис, – вам там не место. Однако эта мера предлагается к внедрению лишь к 2025 году. Так что есть вероятность, что некоторые авто просто физически не доживут до того момента, когда им начертят границу въезда в пределах Садового кольца.

Ещё одна мера, которую предлагает Гринпис России, – это ограничение скорости движения на МКАД до 80 км/ч. Мол, именно на такой скорости автомобиль будет расходовать существенно меньше топлива, чем при тех же 100 км/ч, и, следовательно, вредных выбросов в атмосферу будет тоже меньше. Также на улицах с регулируемым движением экозащитники предлагают ввести ограничение в 50 км/ч.

Вдобавок к этому предлагается ещё в автошколе обучать водителей принципам вождения, которые позволяют тратить меньше топлива. Среди них – движение с постоянной скоростью, плавное вождение без резких торможений и ускорений, а также выключение двигателя на остановках и другое. По мнению авторов проекта, такой подход позволит сэкономить от 3 до 30% топлива, что в общей сложности должно снизить выбросы углекислого газа в среднем на 10–15%.

Плюс к этому есть предложения стимулировать покупку электромобилей за счёт различных льгот, закупать электробусы, строить больше велодорожек, чаще проверять на соответствие экологическим стандартам грузовики и вообще вывести их из Москвы. Вместе с этим есть идея увеличивать плотность застройки с одновременным созданием всей инфраструктуры, рабочих мест и мест для проведения досуга. Это для того, чтобы люди с собственного района особо никуда не выезжали. За ненадобностью.

И что любопытно, предлагается каким-то образом призвать компании к тому, чтобы они чаще поощряли удалённую работу своих сотрудников, и вообще изменили время начала и окончания трудового дня, дабы оно не совпадало с утренними и вечерними часами пик.

Безусловно, развивать транспортную систему Москвы и думать при этом об экологии необходимо. Однако «революционный сценарий», который предлагает Гринпис, встречает множество подводных камней. Первый из них связан с тем, что экозащитники помимо всего прочего предлагают наконец ввести в таможенный регламент ЕАЭС стандарт «Евро-6».

Казалось бы, чего сложного, в Европе он уже действует. Однако всё упирается в деньги. Во-первых, не готовы производители топлива в России. В большинстве своём бензин на заправках попросту не соответствует классу «Евро-6», а более низкий стандарт будет и двигатель «убивать», и выбросов меньше от этого не станет. Во-вторых, у российских производителей авто и локализованных производств иностранных компаний может просто не оказаться денег на развитие технологий.

Ещё один момент касается ограничений на въезд в отдельные районы города. К слову, даже столичное правительство сегодня весьма настороженно рассматривает эту меру без всякой привязки к экологии. К чему подобная мера может привести? Люди полностью пересядут на общественный транспорт, который и так сегодня в часы пик перегружен? Да и не в часы пик в центре Москвы, в том же метро, весьма людно.

Или взять, к примеру, внедрение дополнительных часов в автошколах на курсы экономного вождения – это ведь тоже будет стоить лишних денег для и так не богатеющих москвичей. Вдобавок большинство предлагаемых мер – так или иначе лишний раз раздражают именно ту категорию населения, которая и так не сильно довольна платными парковками и пробками.

В итоге получается, что предлагаемые Гринписом меры либо уже частично пытаются выполнять (как с теми же льготами для электромобилей и закупкой электробусов), либо пока, к сожалению, далеки от реальности. При всём желании безболезненно заставить отказаться Москву от машин – невозможно.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram