В конце 2017 года законодатели примут решение о регламентировании электрических колёсных средств. Речь идёт об электроскутерах, сегвеях и электросамокатах. Вся эта техника пока не имеет законодательной проработки. Транспортное ведомство склоняется к варианту считать «наездников» электроколёс пешеходами. И потому запрещать им передвигаться по проезжей части, а ездить только на тротуарах и других пешеходных пространствах.
Категория «М»
ГИБДД не хочет обременять себя дополнительной работой. И поэтому выступает против включения сегвеев в списки полноценных транспортных средств. Некоторые сотрудники ГИБДД согласны с законодательством: электрический самокат относится уже к категории мопедов и скутеров и для управления им нужны права категории «М». Тем не менее сейчас ещё нет достаточного количества автошкол, обучающих на эту категорию. А также нет площадок и специальных педагогов.
Юридически права для электросамоката или электровелосипеда нужны. Ведь с 2013 года любое двухколёсное или трёхколёсное транспортное средство, имеющее электродвигатель мощностью свыше 250W и не более 4000W, подпадает под определение мопеда. Несмотря на то что эта категория была введена 5 ноября 2013 года, правила выдачи новых водительских удостоверений утвердили только спустя год: в начале ноября 2014‑го. Требовать права на мопед сотрудники ГИБДД начали только осенью 2014 года.
Несмотря на принятие закона, до сих пор нет чётких указаний, как работникам ГИБДД определять мощность транспорта, особенно если скорость ограничена 25 км/ч, как у большинства электросамокатов. Кто-то склоняется к тому, что ограничивать скорость электроколёс в пешеходных зонах практически невозможно. Возникает вопрос: как следить за катающимися в парках? И самое интересное: по Правилам дорожного движения, пешеход тоже отвечает за соблюдение безопасности движения.
Когда по его вине происходит ДТП, он является ответчиком. Передвигаться со скоростью 20 километров в час может и бегун, а в нашем климате подобная техника всё равно не будет полноценным транспортным средством. Ранее в Госдуме уже выдвигалось предложение запретить сегвеям, электрическим самокатам, гироскутерам и моноколёсам передвигаться по пешеходной части. Однако ГИБДД заявила, что электрическому транспорту не место на проезжей части и он должен ездить по пешеходным дорожкам.
Изменения в законе
Изменения в Законе «О безо пасности дорожного движения» не делают регистрацию обязательной для этих транспортных средств. Однако для управления мопедом необходимо иметь водительское удостоверение категории «М», и потому для сегвейщиков остаётся два варианта: либо вслед за владельцами скутеров готовиться к сдаче на права и оплате ОСАГО, либо быть «запертыми» в парках и пешеходных зонах.
На заседании круглого стола в Мосгордуме спикер городского парламента Алексей Шапошников отметил необходимость обеспечить безопасность для пешеходов. «Зарубежная практика предусматривает два варианта: либо подобная техника приравнивается к механическим транспортным средствам – тогда её владельцы не могут перемещаться по пешеходным зонам и тротуарам, либо сегвеи и им подобные средства считаются атрибутом пешехода – как самокат. Тогда им закрыта дорога на проезжую часть».
По мнению Павла Котова, заместителя руководителя дирекции организации дорожного движения ГКУ ЦОДД, действующее законодательство электроколёсной техники просто не видит, поэтому электросамокат в глазах закона не отличается от обычного самоката, а сегвей представляет собой просто продолжение ног пешехода. «Скорости этих «нетранспортных средств» практически такие же, как у мопедов. Можно приравнять такую технику к мопедам – и тогда водителям этой техники будут нужны права».
Мировой опыт
Москва, будучи субъектом РФ, может установить на своей территории отдельные правила, касающиеся передвижения сегвеев и им подобных устройств в парках, скверах, общественных пространствах и метрополитене. К примеру, в Англии и Австралии считают сегвеи полноценным механическим транспортным средством, которое нельзя использовать в среде пешеходов.
В Германии электроколёса пока не транспортные средства. Поэтому они могут появляться только в определённых местах. В США законодательство каждого штата определяет статус электроколёс по-разному. В январе этого года уже предлагалось приравнять новые электрические устройства к велосипедам. Для велосипедистов это может быть крайне неудобно и вызовет у них массу возмущений. Исходя из желаний велосипедистов и пешеходов, Мосгордума должна тщательно проработать вопрос и прийти к наиболее компромиссному решению. В частности, можно отделить сегвеи и электрические самокаты от гироскутеров и моноколёс. Первые действительно способны развивать высокую скорость, а вторые не так опасны на пешеходных дорожках.