Аргументы Недели → Город М № 48(590) от 07.12.17 13+

В автобусах уберут турникеты

, 20:35

С 1 января 2018 года в московских автобусах «с гармошкой» уберут турникеты. По словам столичных властей, за последние годы удалось сформировать культуру проезда на городском транспорте.

Штат контролёров увеличится

«Культура оплаты повышается, люди покупают долгосрочные билеты. Подтвердил московский градоначальник Сергей Собянин. Данные за октябрь говорят, что количество проходов по долгосрочным билетам выросло сразу на 40%. Вместе с этим, сообщил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов, на 28% снизилось использование билетов на 1–2 поездки. Это неудивительно. Ведь стоимость талонов на минимальное количество поездок в разы превышает стоимость одной поездки, входящей в безлимитный билет.

Так, сегодня 1 поездка по билету «Единый», предоставляющая возможность воспользоваться метро или наземным транспортом, обходится в 55 рублей, тогда как одна поездка при оплате с помощью проездного на месяц «ТАТ» выйдет в среднем в 19 рублей, при оплате билетом «Единый» – в сумму около 28 рублей. Это выгоднее и удобнее в том числе. «Сейчас многие пользуются «долгоиграющими» билетами и проездными. Исходя из того, что поездки на месяц уже оплачены, то есть на руках уже имеются купленные «оптом» поездки, им нет надобности хитрить и ехать «зайцем», – говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Пока убирать турникеты планируется из автобусов повышенной комфортности. Их также называют «с гармошкой». На данный момент количество такой техники составляет 20% парка городских автобусов. К слову, всего по улицам столицы ходят 19 тыс. автобусов. Вместо турникетов «зайцев» будут ловить контролёры. Их штат увеличится. Кроме автобусов нововведение затронет и трёхсекционные трамваи нового поколения «Витязь», которые изначально не были оборудованы турникетами. Число валидаторов одновременно будут увеличивать для удобства проезда горожан. Если после нововведения число безбилетников всё-таки возрастёт, то власти обещают вернуться к прежней системе.

Новые правила

С новыми правилами многим пассажирам в часы пик станет удобнее перемещаться по городу. Сейчас турникеты являются сильной помехой для городского трафика. Пока в автобус садятся десяток или больше пассажиров, уходит масса времени, отъезд с места остановки затягивается, время пути, соответственно, увеличивается. Люди испытывают дискомфорт из-за очередей и долгого ожидания. «Посадка пассажиров существенным образом увеличила время нахождения транспортного средства на остановках, что в свою очередь привело к увеличению времени деловой поездки.

А время деловой поездки – это тот индикатор, на основании которого активный гражданин выбирает тот или иной вид транспорта, а также планирует своё рабочее время», – отмечает президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.По данным статистики, сегодня на наземном транспорте осуществляется около 5, 5 млн поездок в день, а на метро – от 7, 5 до 9 миллионов. После того как турникеты перестанут использоваться, Москва поедет быстрее. Соответственно, и число поездок может возрасти на общественном транспорте.

А наземный транспорт?

Возможно ли, что и автомобилисты станут чаще пользоваться городским транспортом? Уже несколько лет в городе наблюдается возмущение, связанное с парковками, эвакуацией и огромными тарифами на эти услуги. «Расценки, которые сегодня установили в городе на парковки, абсолютно не привязаны к жизни, перегиб с ценами идёт колоссальный, – говорит депутат Олег НиловУповать на то, что такие же тарифы и в Европе, нелепо. Мы знаем, что в Европе другие зарплаты. Разумная плата должна составлять около 20–50 рублей/час». Эксперт считает, что идея с уходом от турникетов позволит ослабить накалившуюся ситуацию с условиями, которые сегодня созданы для автомобилистов.

Развитие общественного транспорта – более важная задача, чем задача по превращению автомобиля в роскошь, а Москвы – в самое богатое место для её «золотых кошельков», что как раз сегодня наблюдается в городе, отмечает Нилов. Сейчас нужно развивать и строить метро – это лучший вариант для москвичей, удобнее, чем автобус, трамваи и другие виды транспорта. А также заняться введением системы, которая бы позволила оплачивать проезд карточками с автоматическим считыванием денег или с помощью телефона. «Для того чтобы Москва стала доступным городом не только для избранных, нужно, во-первых, создать бюджетную организацию, которая бы занялась парковками, эвакуацией и сбором штрафов. Во-вторых, все эти деньги должны идти в бюджет на создание дополнительных бесплатных парковок и развитие дорожной инфраструктуры, – замечает Нилов. – Сейчас Москва с этих плат ничего не имеет, потому что расходы на эту систему, которую организуют так называемые инвесторы, в разы больше, чем они получают. А на Западе эти деньги пополняют бюджет».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram