Аргументы Недели → Город М № 47(589) от 29.11.17 13+

Круглогодичный сезон

, 20:51

Летний сезон навигации давно закрылся. Зато открылся зимний. Москва в отличие от многих других европейских столиц несколько лет назад запустила свои ледоходы. Всё бы ничего, да проблем в нашем речном судоходстве накопилось достаточно.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ сезон в Москве – круглогодичный. Многочисленные рейтинги показывают, что в новогодние и рождественские праздники город пользуется особой популярностью у туристов. По словам руководителя департамента спорта и туризма города Москвы Николая Гуляева,по реке на теплоходах прошлой зимой прокатились 150 тыс. человек. Популярность нашей столицы у иностранных туристов можно объяснить тем, что цены на наши турпакеты в несколько раз дешевле, чем на европейские.

Река – не только туристический объект. Уже несколько лет в планах города остаётся разработка концепции создания регулярных речных транспортных перевозок. По словам заместителя руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрия Пронина, они совместно с Высшей школой экономики разрабатывают эту концепцию. Впрочем, разговор об этом ведётся уже, как минимум, три года. А вот выполнение другой задачи, скорее всего, будет продвигаться быстрее. По поручению мэра города Сергея Собянина в течение двух лет будет реконструировано здание Северного речного вокзала – главного речного вокзала Москвы.

Канал надежд

Погода этим летом, казалось бы, не способствовала прибыли для московских речников. Тем не менее цифры о перевозках говорят об обратном. Их озвучил заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал имени Москвы» Владимир Маркин: «Грузовых перевозок было произведено на 15% больше, чем в прошлом, туристических – на 5 %. Круизные суда перевезли туристов на 15% больше. Канал охватывает не только город, но и Подмосковье, и близлежащие области. Его протяжённость составляет 3800 километров. Летом по нему ежедневно ходят более 2 тыс. судов, в том числе маломерные. Маломерное судно в длину не более 20 метров, и на нём работают 12 человек. В европейских странах путешествия на таких теплоходах пользуются большой популярностью, у нас они могут стать альтернативой официальным перевозчикам.

Зарабатывать для своих нужд канал может различными способами. Например, в этом году канал имени Москвы предложил судам платный зелёный коридор для прохождения шлюзов без очереди. Таким образом, река может развиваться благодаря инвестициям. До сего времени канал рассчитывал в большей степени на внешние инвестиции. Сейчас заинтересованным компаниям дают возможность финансово вкладываться во флот.

Для москвичей появилось несколько предложений – поездки выходного дня. В следующем году планируется запуск огромной структуры каналов. Река должна стать привлекательной для инвесторов. Это касается транспортного потенциала, как пассажирского, так и грузового. На сегодняшний день канал перевозит 24 млн тонн грузов в год, возможность – 70 млн тонн. Перевозить можно не только щебень и песок, но и отходы, в том числе строительные. Так Москва сможет существенно разгрузить свою транспортную систему. Перевозя по воде 1 тонну груза, двигатель работает в 85 раз экономичнее, чем на суше. Посчитать выгоду несложно».

Выживать или зарабатывать?

Итоги внутригородских перевозок озвучил нам президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов: «Из-за дождливой и холодной погоды произошло небольшое снижение пассажиропотока. Сто пятьдесят судов перевезли около 1 миллиона человек.Планировалось на 200–300 тысяч больше. Потенциал перевозок с существующим флотом – порядка 3 миллионов человек за сезон. Сдерживающий фактор – нерастущая береговая инфраструктура, в том числе малое количество причалов. Детский билет стоил 250 рублей, взрослый – 500 рублей.

Судовладельцы работают на грани выживания, у судов низкая рентабельность. С одной стороны, рентабельность требует существенно повышать цены на билеты, а с другой – владельцы понимают, что существует некий потолок завышения цен для пассажиров. Из 1 миллиона человек 950 тысяч – туристы. От 50 до 100 тысяч перевозят на так называемых «банкетоходах».

Фактически московский флот обеспечивает интересы туристического комплекса, поэтому ассоциация заинтересована в расширении сотрудничества с департаментом спорта и туризма. Ассоциация судовладельцев готова выходить с конкретными предложениями. А вообще, судоходство находится на стыке интересов различных городских структур, в том числе строительного и архитектурного комплексов. Решать многочисленные проблемы и задачи необходимо сообща.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram