Аргументы Недели → Город М № 47(589) от 29.11.17 13+

Диаметры для всех

, 20:49

Мэр Москвы Сергей Собянин представил Владимиру Путину новый проект модернизации транспортной сети столицы. Согласно планам, в городе должно появиться так называемое «наземное метро», причём первые линии могут открыться уже в конце 2018 года. Другое название проекта – Московские центральные диаметры (МЦД). Так какими же они будут и чего ждать москвичам в связи с реализацией такой амбициозной идеи?

КАК справедливо заметил мэр – сегодня большинство электричек, двигающихся в Москву, упираются в конечные остановки на железнодорожных вокзалах. За ними тупик. Исключение составляют всего несколько направлений, но электрички там ходят весьма нечасто. А существующей инфраструктуры не хватает, чтобы увеличить число поездов.

Чаще всего если человеку нужно попасть из одного подмосковного города в другой, то ему волей-неволей придётся делать пересадку на метро и вновь покупать билет на электричку или автобус. Однако в ближайшем будущем появится возможность один раз купить билет, сесть в общественный транспорт и просто доехать без всяких пересадок до нужного места.

Всего таких диаметральных линий, которые будут проходить через Москву и связывать подмосковные города, планируется открыть от 5 до 17. Причём на первом этапе строительства, который хотят завершить до 2019 года, появятся сразу два таких диаметра. Первый – Одинцово – Лобня, второй – Нахабино – Подольск. По предварительным расчётам, на этих направлениях после реализации проекта должен существенно увеличиться пассажиропоток. Если сейчас он составляет 12, 2 и 21 млн соответственно, то в 2019 г. станет уже 42,9 и 48, 6 млн человек в год!

Кого разгрузим?

Видимо, именно из-за такого увеличения пассажиропотока было решено строить эти две линии «наземного метро» в первую очередь. По словам градоначальника, они дадут 30% объёма от всего проекта МЦД. Всего же все линии диаметра, которые хотят завершить к 2025 г., должны будут перевозить 391, 5 млн пассажиров в год! Конечно, с метрополитеном не сравнится, который перевозит 2, 5 млрд человек за год. Однако новая транспортная инфраструктура вполне может разгрузить существующую.

По мнению авторов проекта, во-первых, для Московской области в результате строительства первой очереди МЦД появится 403 тыс. новых пассажирских мест на ветке Одинцово – Лобня и 486 тыс. мест на диаметре Нахабино – Подольск. Во-вторых, для самой Москвы появление двух веток «наземного метро» разгрузит дороги на 3–5% и 2–3% соответственно. То же самое касается и метрополитена – ожидаемое снижение нагрузки – 5–10% и 7–9% соответственно.

Но самое главное то, что благодаря строительству такого наземного метро сократится время на дорогу. Так, например, по заявлениям чиновников, дорога от одного рубежа МКАД к другому займёт всего 40 минут. А путь из Лобни в Одинцово вместо двух часов – не больше 60 минут!

Что интересно, в отличие от тех же электричек поезда по диаметрам планируют пустить чуть ли не с той же регулярностью, как и в метро. Но сложно представить, что они станут ходить чаще, чем на МЦК. Вдобавок стоимость проезда на поездах диаметра будет такой же, как и в подземке и наземном ОТ. Так можно ожидать единого билетного меню, что опять же сведёт на нет историю с очередями в билетные кассы и к специальным терминалам.

Новая стройка

Впрочем, грандиозные проекты вновь приведут к большой стройке. По оценкам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хунсуллина, могут возникнуть сложности следующего характера: «Во-первых, застройка будет идти в плотной городской среде. К счастью, ещё остались незастроенные технические коридоры. Освобождать большое количество участков не придётся. Во-вторых, мы имеем большой объём инженерных коммуникаций, особенно в полосе отвода. Эти сети придётся перекладывать. В-третьих, придётся строить дополнительные путепроводы через железнодорожные пути. Так, на участке продления от Курского вокзала до Каланчёвской необходимо будет возвести три путепровода. В-четвёртых, нам нужно скорректировать улично-дорожную сеть и маршруты наземного транспорта».

Ещё одно изменение ожидает Ярославский, Казанский и Ленинградский вокзалы. По словам Хуснуллина, они будут объединены в единый транспортный узел. Правда, как конкретно это будет сделано, пока неизвестно.

На реализацию первого этапа строительства МЦД планируется потратить порядка 40 млрд рублей. Проект совместный с РЖД, поэтому затраты разделят поровну.

Ждать остаётся сравнительно недолго. Уже в следующем году власти готовы приступить к строительству диаметров. Главное только, чтобы неудачные моменты при строительстве МЦК были учтены и не повторялись при создании уже МЦД. Сразу после ввода МЦК отмечалась плохая навигация, неблагоустроенные подходы к станциям и большие зазоры между платформами и поездами. Такие недоделки в некоторых местах не устранены до сих пор.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram