Появление электробусов в Москве, судя по решительным намерениям властей, – вещь неизбежная. Так, недавно городскими властями было объявлено о том, на каких маршрутах появится такой общественный транспорт. Что характерно, приходятся они именно на действующие маршруты троллейбусов.
ТАК, по словам заместителя мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, первые электробусы должны появиться уже в следующем году. Более того, уже определён список маршрутов. Ими стали: №7 – станция метро «Парк Победы» – Калужская площадь; №34к – ул. Кравченко – Киевский вокзал; №42 – Рижский вокзал – станция метро «Динамо»; №76 – ул. Холмогорская – станция метро «ВДНХ»; №36 – «ВДНХ» – Бескудниковский пер.; №83 – ул. Уссурийская – станция метро «Преображенская площадь»; а также №73 и №80, которые будут следовать по Алтуфьевскому шоссе.
Между тем до сих пор не определено, какой конкретно марки электробусы появятся на этих маршрутах. Впрочем, техническое задание уже было представлено, так что можно сложить некую общую картинку столичного транспорта будущего. Во-первых, автобус будет полностью низкопольным с вместимостью не менее 85 человек. Причём сидячих мест должно быть не менее 24 (с турникетом) или 25 (без турникета). Кроме того, владельцам гаджетов будет по нраву то, что в салоне будут USB-розетки для зарядки гаджетов, а также бесплатный Wi-Fi.
Запас хода у таких электробусов должен будет составлять не менее 40 км. При этом в техзадание включена возможность в будущем увеличить ёмкость батарей без какого-либо вмешательства в конструкцию кузова или салона. То есть не окажется, что через несколько лет для апгрейда надо будет закупать новый транспорт. Также транспорт всё равно должен быть оборудован дизельным двигателем на случай, если вдруг зимой в морозы электродвигатель не справится и салон окажется неотапливаемым.
Сделано в России
По словам М. Ликсутова, в конкурсе, который должны объявить до конца года, уже собираются участвовать ГАЗ и КамАЗ. Кстати, согласно требованиям техзадания, зарядные устройства для батарей электробусов должны поставить тоже производители. А сами станции будут находиться на конечных остановках их маршрутов. Вдобавок, опять же судя по условиям задания, производство электробуса должно быть локализовано на территории России. Так что список возможных претендентов на роль главного столичного транспорта будущего сокращается. С другой стороны, отрадно, что Москва вкладывает деньги в экономику России, а не только всё стягивает к себе.
Что касается конкретных отечественных моделей, то в Москве ранее проходили испытания ЛиАЗ-6274 и КамАЗ-6282. Первый, к слову, может проехать 200 км до следующей зарядки. Заправка батарей до максимума, правда, происходит столь же долго – 6, 5 часа. У КамАЗа всё скромнее с пробегом на одном заряде – 75 км. Зато время заряда аккумуляторов – 4 часа. Либо с помощью специально оборудованного пантографа на крыше всего за 8 минут. Однако для этого на маршруте также должна быть инфраструктура, которой, похоже, ещё нет. Поэтому пока в действительности сложно сравнивать, что более предпочтительно будет для городских условий.
Кстати, те восемь маршрутов, на которых появятся электробусы в 2018 году, не отличаются особой протяжённостью – большинство из них – менее 25 км. Кроме маршрута №7 – он в длину (туда-обратно) 37 км. И вот вопрос – а не станут ли проблемой подобные протяжённые дистанции для электробусов при включённой печке или работающем кондиционере?
Вместо троллейбуса?
Впрочем, мэр Москвы Сергей Собянин заявлял, что с 2021 года столица вообще планирует отказаться от закупки привычных автобусов, и, следовательно, электрический транспорт постепенно вытеснит все троллейбусы и автобусы из системы НОТ. Слова весьма амбициозные. Во всём мире электробусы пока используются в качестве эксперимента. С другой стороны, если кто-то этого не делал раньше, то почему бы столице не стать первой в этом плане? Мало того, что это имиджевый проект, так ещё и есть возможность покатать москвичей и гостей столицы на современном транспорте. Плюс хоть небольшое, но всё же движение в сторону улучшения экологии города.
Однако некоторые всё же находят минусы в проекте. Есть мнение, будто бы за счёт появления электробусов будут постепенно уничтожаться троллейбусы. Безусловно, уже сегодня можно отметить сокращение числа маршрутов этого вида транспорта плюс совсем небольшие объёмы закупок новых машин и запчастей к ним. Кроме того, сами троллейбусы никуда не денутся – их перенаправляют на другие маршруты.