– У вас, наверное, был в школе хороший учитель литературы и русского языка? – А почему вы так решили? – Вы поёте Цветаеву, Мандельштама, других замечательных поэтов. Вы понимаете, Ч Т О поёте. В наше время это такая редкость… – Спасибо. Вы правы насчёт школы. А ещё – я несколько лет работала в театре Елены Антоновны Камбуровой. Из беседы с певицей Инной Тудаковой
ТЕАТР музыки и поэзии был создан Еленой Антоновной Камбуровой ровно четверть века назад. Это был (и есть!) театр единомышленников-актёров, единомышленников-зрителей, единомышленников актёров и зрителей. Здесь никогда не звучало и не прозвучит то, что называется попсой, здесь нет и намёка на развлекаловку. Здесь происходит то, о чём пел Булат Окуджава: «А ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь. А чего с ней церемониться, чего её беречь?» И вот финал этой песни: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она». Вот эти две фразы, на мой взгляд, являются квинтэссенцией того, чем занимается и к чему стремится театр.
25 лет, как, впрочем, и 50, и так далее, для одного человека пролетают практически незаметно. Для творческого коллектива – это огромный срок. И нет каких-то внятных законов, даже традиций, позволяющих предсказать или предугадать его развитие. У человека искусства иное отношение ко всему происходящему, иное отношение к самой жизни. К чему эти рассуждения? Да к тому, что актёр уходит из театра по самым разным причинам. И совсем не обязательно, что это конфликт с руководством, несогласие, скажем, с репертуарной политикой или несовместимость с коллегами. А ведь именно так думают многие наши сограждане, подогреваемые многочисленными «ты не поверишь», «секрет на миллион» и т.д. и т.п., и нет им числа.
Убедительным доказательством сказанного является тот факт, что 11 великолепных актёров, работавших в театре Елены Камбуровой, в нынешнем году собрались в единый коллектив, придумали название – «Тембры времени» и пустились в новое нелёгкое плавание. Кстати, все они в той или иной форме повторили слова из беседы с Инной Тудаковой.
Первое выступление состоялось 7 апреля в Доме актёра. Большой вклад в его успешную подготовку (режиссура, организаторская работа) внёс заслуженный артист России Борис Сергеевич Галкин. Зал не смог вместить всех желающих, многие стояли в дверях. Но это можно объяснить малыми размерами помещения. Вторая встреча со зрителями проходила 23 мая в Музее Есенина. Полный зал (180 мест), и ещё десятка два человек в дверях и на подоконниках.
Хочется сказать ещё вот о чём. Люди, которым за 30 (и ещё за 30 и т.д.), обычно с глубокой тоской вспоминают, как же раньше было хорошо: и травка зеленее, и вода мокрее, и водка за 2, 87, и колбаса за 2, 20, и песни как песни, не то что сейчас… А вот здесь – «стоп»! Давайте разбираться. Да, в то время невнятное бормотание слегка ритмизированных малопонятных текстов, напоминающих то ли бред, то ли непрофессиональное шаманство, ещё не считалось музыкой и широкими массами не овладело. Да, истерическое визжание трагически прекрасных стихов Владимира Семёновича Высоцкого ещё не проникло на самые престижные сцены. Но именно тогда, в конце 80-х – начале 90-х XX века, в культуру, в искусство ворвался «его величество $». Появились безголосые народные артисты России, короли эстрады, императрицы, примадонны и т.д. и т.п. Словом, началось всё то, что в полной мере мы имеем сейчас. И не надо думать, что в то время было легче создать Театр музыки и поэзии. Гораздо труднее, ибо разграбление только входило во вкус. Это был – без малейшего преувеличения – подвиг.
А сейчас… Очень хочется верить, что происходят изменения к лучшему. Пусть медленно, малозаметно, но наступают. Приходите на выступления «нового старого» коллектива и сами убедитесь в этом. Вы услышите волшебный контр-тенор (очень редкий высокий голос, позволяющий исполнять женские партии) Ярослава Здорова; скрипача и вокалиста Антона Антонова (как он поёт Вертинского!); Инну Разумихину (отличный французский шансон, и не только); пианиста-виртуоза, автора многих песен Дмитрия Мальцева; обладательницу редкого по красоте и диапазону голоса, также автора стихов и музыки многих произведений Инну Тудакову; певцов Игоря Карташева (собственные песни), Виктора Попова (гитара), Ирину Бирюк (гитара), Михаила Долоко, Ульяну Ангелевскую (различные инструменты). А Елена Фролова, написавшая большое количество прекрасных песен на стихи Марины Цветаевой, Софии Парнок и других поэтов, продолжая работать в Театре музыки и поэзии, регулярно выступает в новой команде.