Почём место для инвалида?
№ () от 13 сентября 2017 [«Аргументы Недели », Сергей ГРУНЮШКИН ]
В Москве стали всё больше выдавать парковочных разрешений для автовладельцев-инвалидов. Между тем, согласно различным статистическим показателям, их число в стране ежегодно уменьшается. С чем же тогда связан такой небывалый бум? И откуда столько дорогих иномарок на стоянках для инвалидов?
ОДНА из версий – из-за новой парковочной философии города инвалидам волей-неволей приходится их оформлять. Просто раньше им этого не нужно было делать. Вторая версия менее прозаичная – водители хотят таким образом лишний раз сэкономить на недешёвой городской стоянке.
Какие льготы вообще положены, если автомобиль зарегистрирован на инвалида? Во-первых, согласно ПДД, инвалиды 1‑й и 2‑й групп, а также машины, перевозящие их, могут безнаказанно парковаться под знаками, которые запрещают стоянку.
Во-вторых, в самой столице действуют правила, по которым инвалид любой группы может оформить специальное парковочное разрешение. Оно выдаётся на автомобиль. И после этого оставлять свою машину (или же это может делать водитель, который его возит) на местах, обозначенных знаком или разметкой «стоянка для инвалидов». Опять же бесплатно, даже если она находится в зоне платной парковки. Эти места предназначаются только для таких машин, и если вы вполне себе здоровый человек, то, встав на такое машино-место, придётся платить штраф 5 тыс. рублей и потом ещё и стоимость эвакуации.
Ещё одна льгота – инвалиды 1-й и 2-й групп в Москве освобождены от налогов на автомобили мощностью до 200 л.с.
Кто сделает?
В целом уже набирается неплохой список льгот, который может сподвигнуть людей на то, чтобы регистрировать свои автомобили на родственников, которым полагается такая забота государства. Согласно данным ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», только с января по июнь 2017 года было выдано 57 тыс. парковочных разрешений! А всего за 3 года их было выдано около 159 тысяч. Вместе с этим, по данным столичного департамента труда и социальной защиты, самих инвалидов в городе становится с каждым годом всё меньше. Если в 2014-м их было 1, 2 млн, то в 2017-м – уже 1, 1 млн человек.
В самом ГКУ «АМПП» не видят никакой проблемы – по их мнению, повышение спроса на парковочные разрешения для инвалидов связано исключительно с расширением зоны платной парковки. С другой стороны, может, в ведомстве знают об этой проблеме и просто не хотят её афишировать, потому что ничего не могут сделать?
Если родственника с инвалидностью нет, то есть сразу несколько схем, как получить подобный «абонемент» на парковку в столице. Так, например, ещё год назад была популярна услуга от дельцов с продажей липовых справок об инвалидности. За 10 тыс. рублей вы получали листочек, внешне очень похожий на настоящий, но юридической силы не имеющий. Сведения о вас в базу данных не вносили. Но тогда этого бланка было вполне достаточно, чтобы получить парковочное разрешение. С другой стороны, подделка документов – это уже уголовная статья, по которой от парковки можно отказаться на целых 2 года.
Кроме такого сомнительного способа есть многочисленные предложения от самих инвалидов, у которых просто нет авто. А прибавка к пенсии не помешала бы. Они предлагают за определённую сумму оформить такое разрешение на вас, как на друга или, например, человека, который будет регулярно по договору (фиктивному) вас перевозить. Стоимость такого соглашения 8–20 тыс. в месяц. И при этом всё законно. А самое главное – дешевле, чем покупать годовой парковочный абонемент за 150–300 тыс. рублей.
Не секрет, что некоторые вообще могут персонально для себя прикупить инвалидность. Например, в 2015 году Кунцевской межрайонной прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении Главного бюро медико-социальной экспертизы Москвы. Как оказалось, это бюро бессрочно установило 2-ю группу инвалидности 54-летнему мужчине, у которого таких проблем со здоровьем не было.
Кто виноват?
То есть схемы не совсем справедливого приобретения парковочного разрешения есть. Однако в чём корень проблемы? Конечно, оправдывать тех, кто обманом занимает парковочные места инвалидов, не хочется. Но не связаны ли их действия, например, со слишком большой стоимостью платной парковки? Многие из-за не самых разумных транспортных решений города просто не готовы платить регулярно деньги за стоянку. Большинству так и не объяснили, в связи с чем на одних улицах (особенно в тупиках) запрещают стоянку и остановку, а соседние с ними включают в зону платной парковки?
Перегибы властей в плане парковочной философии рождают перегибы и среди водителей. Причём, что самое смешное, среди весьма небедных людей. Наверное, поэтому они не бедные. Не тратят ведь. За примером можно просто приехать в центр города и понаблюдать, как новые машины стоимостью от 3 млн руб. стоят со знаками «инвалид» под лобовым стеклом. Конечно, хотелось бы, чтобы наши граждане, которым положены парковочные льготы, могли покупать такие авто, но верится в это с трудом. Либо можно просто посмотреть на то, как места для инвалидов на стоянках рядом с гипермаркетами забиты «Лексусами», «Ленд Крузерами», новыми «Вольво».
Даже при отсутствии реальной необходимости недобросовестные водители всё равно встают на места для инвалидов. И безусловно, такие люди мешают инвалидам настоящим, которым просто физически необходимо место, которое будет непосредственно перед входом в аптеку, больницу или магазин.