Комплексы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, которыми обвешана вся Москва, похоже, вновь ошибаются в пользу государства. Не так давно Пётр Шкуматов, координатор Общества синих ведёрок провёл эксперимент, в ходе которого выяснилось, что часть камер фиксируют скорость автомобилей неверно. А значит, это может приводить к многочисленным незаконным штрафам.
РЕЧЬ идёт о камерах «Автоураган». Причём чаще всего ошибочные «письма счастья» приходят от 15 видеокомплексов, которые находятся на Енисейской улице, на Севастопольском проспекте, Алтуфьевском и Волоколамском шоссе, Бережковской набережной, улице Подольских Курсантов и Молодогвардейской улице.
Ещё в конце лета от многих водителей поступали жалобы на эти камеры. Мол, они уверены, что ехали со скоростью менее 80 км/ч, а «Автоураган» зафиксировал это как 85–87 км/ч. Что уже даёт возможность ГИБДД выписать штраф за превышение максимальной разрешённой скорости 60 км/ч. Напомним, что за превышение до 20 км/ч ответственность по закону не предусмотрена.
В качестве эксперимента координатор «Синих ведёрок» проехался под вызывающими вопросы видеокомплексами. Дабы условия были максимально чистыми – среднюю скорость замеряли видеорегистратор, смартфон с установленным навигационным ПО, а также специальный профессиональный прибор, который используется в автоспорте для анализа действий водителя. На протяжении всей поездки автомобиль не превышал скорости 80 км/ч. Однако «Автоураган», расположенный возле Бережковской набережной, д. 16, зафиксировал скорость движения 85 км/ ч. То есть налицо завышение как минимум на 5 км/ч. К слову, в ходе таких испытаний выяснилось, что неправильную скорость эти камеры показывают далеко не всегда. И в чём может быть причина сбоя в их работе, пока непонятно.
Оснований нет
Центр организации дорожного движения (ЦОДД), который отвечает за работу видеокомплексов, на эту ситуацию реагирует довольно странно. Это следует из слов самого лидера общественников. Вместо того чтобы снять камеру и начать разбираться, в ЦОДД начали утверждать, что комплекс работает исправно, а все доводы их не интересуют. Дело якобы в том, что камеры «Автоураган» модели ВСМ-2, определяют скорость не с помощью радара, а по кадрам видеосъёмки. Для этого она должна быть выстроена под определённым углом. Чтобы точно знать, что ракурс съёмки не сбивается, перед началом эксплуатации делается контрольный снимок. На нём отмечаются реперные точки, и если они сдвинулись в кадре, значит, сама камера сместилась. Следовательно, поступает сигнал тревоги, комплекс отключают и едут настраивать. А так как подобного сигнала не было, видимо, по мнению ЦОДД и их подрядчиков, всё исправно. Впрочем, прибор, который в некоторых случаях фиксирует скорость движения неправильно, – это полбеды. Проблема в том, что такие штрафы нет возможности как-либо обжаловать. В итоговом решении ГИБДД данные, которые приводят автомобилисты в свою защиту, просто не учитываются. Ведь формально нет никаких оснований не доверять камере!
Да и разбираться надо более скрупулёзно. А простому обывателю зачастую это совершенно не с руки. Зачем трепать себе нервы, тратить деньги и время, если штраф со скидкой составляет всего 250 рублей? А между тем пострадавших от неправильной фиксации скорости уже более двухсот! Значит, незаконно собрано штрафов как минимум уже на 50 тыс. «деревянных». И это всего за 2 месяца – первые сбои автомобилисты заметили в июне. Сколько ещё таких несправедливых штрафов будет выписано и останется без обжалования, неизвестно. А значит, «Автоураганы» будут продолжать заниматься самоокупаемостью – ведь чаще всего именно этот термин применяется при разработке и установке новых видеокомплексов.
Прецеденты были
Во всём этом пугает непоколебимая упёртость сотрудников ЦОДД, которые не хотят проверять работу вызывающих вопросы видеокамер. Будто бы используемая ими техника не сложнее булыжника и ломаться да портиться там нечему. Вспомнить для примера хотя бы прошлогодние перлы, когда камеры, которые должны были фиксировать езду по обочине, выписывали штрафы за отражение фар и тени авто на этой самой обочине. Тогда, правда, хватило ума довольно оперативно отключить фиксацию подобных нарушений, дабы не создавать лишних проблем. Вдобавок была создана рабочая группа в ГИБДД, которая должна была рассмотреть оспариваемые штрафы.
Можно также привести пример с камерами, которые фиксировали якобы нарушение пунктов 1.16.1–1.16.3 приложения 2 к ПДД РФ. Правда, в них просто перечисляются виды так называемых «островков безопасности» и их разметка. В самих же правилах не указано, что пересекать их запрещено, с чем, кстати, согласились в ГИБДД. Однако штрафы за нарушение, которого, по сути, не существует, всё же выписывались.
И если все прекрасно знают о том, что техника не идеальна, то почему ЦОДД не хочет проверять комплексы фото- и видеофиксации, которые, возможно, неисправны? Только из желания собирать больше штрафов?