Человек Большого
№ () от 16 августа 2017 [ «Аргументы Недели » ]
Этим летом Большой театр понёс громадную утрату. Из жизни ушла Светлана Николаевна Заворотна. Широкий круг читателей, возможно, не знает этого имени. Потому что Светлана Николаевна была человеком не публичным.
НО БЕЗ таких людей, как она, сиротеет наш Большой. Светлана Николаевна пришла в театр в 1961 году. Ей было тогда 17 лет. С детства она грезила театром и пришла сюда по зову сердца. В ГИТИС без трудового стажа её тогда не брали ни на очный, ни на заочный факультеты. А она так любила театр, что ей практически всё равно было, чем в нём заниматься. Тогда, в свои семнадцать лет, она начинала курьером. А в итоге проработала в театре без малого 56 лет. Была и музыкальным служителем хора, и корреспондентом многотиражки Большого «Советский артист». Закончила театроведческий факультет и около десяти лет возглавляла в театре отдел рекламы и информации – а это означало создание буклетов, подготовку афиш и программок, общение с прессой и написание всех официальных текстов и телеграмм от руководства театра. Народный артист СССР Борис Акимов вспоминает, как они бегали к ней в кабинет, когда надо было сочинить какие-то важные письма или поздравления, и как она всегда могла найти самые нужные, точные слова.
Человек абсолютной природной грамотности и колоссальной эрудиции, Светлана Заворотна, казалось, была хранителем живой истории этого Дома. Она знала Шостаковича и Хачатуряна. Была свидетелем изгнания и возвращения Вишневской. Она была в Большом, когда Юрий Григорович выпускал балет «Спартак». Преклонялась перед Улановой и Семёновой. Она была в Большом театре в те годы, когда тут пели Атлантов и Милашкина. Общалась с Лемешевым и Покровским. Было ощущение, что Светлана Николаевна помнит по датам все события последних 56 лет. Надо видеть оперные обзоры, которые она составила к 200‑летию Большого театра, чтобы оценить её научный вклад в историю театра.
Самые грустные дни для неё были те, когда она не могла быть в театре. Светлане Николаевне совсем не нужны были выходные. Ещё она обожала талант и умела разглядеть его в самых молодых постановщиках и исполнителях. И за свою жизнь успела сделать очень много добрых поступков. Для себя ей ничего не было надо. Но её щедрость по отношению ко всем была беспримерной. К сожалению, она никогда не хотела писать свои воспоминания. Может быть, ей даже казалось это нескромным. Большому театру она отдала всю свою жизнь. А покинула этот мир в августе, когда сезон закрыт и все артисты разъехались в отпуска.
Мне посчастливилось работать с ней шестнадцать лет. И я хотела поделиться с вами хоть таким коротким воспоминанием о ней, потому что Светлана Николаевна была неотъемлемой частью Большого театра многие годы, и те, кто любит этот великий Дом, должны знать и о ней.
Катерина НОВИКОВА, пресс-секретарь Большого театра
P.S. Редакция еженедельника «Аргументы недели» выражает соболезнования родным и близким Светланы Николаевны Заворотны. Нам тоже будет не хватать этой красивой женщины, посвятившей свою жизнь Большому театру.