Когда в подземных переходах исчезали киоски, равнодушных не было. Одни жители радовались – город станет чище. Другие сетовали: где теперь купить газету или бутылку воды по дороге на работу?
И ВОТ палатки с едой и напитками, одеждой и книгами, а иногда привычные киоски с периодической печатью стали возвращаться. Причиной этому могло стать январское постановление московского управления ФАС. Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу: условия аукционов на право торговли в подземных переходах оказались, мягко говоря, неподъёмными для среднего и малого бизнеса.
То есть был нарушен закон о защите конкуренции. Средства, вложенные в благоустройство подземных переходов, пользы не принесли, считает депутат Мосгордумы Александр Семенников. Столица продолжает жить и работать по законам 90-х. Разве что киоски стали симпатичнее. Возвращение палаток, порой так необходимых горожанам, могло бы стать хорошим примером работы властей над ошибками. «Когда эти точки убирают и на их месте строятся новые, это говорит только о переделе собственности», – констатирует муниципальный депутат «Черёмушек» Вячеслав Ванеев. С ним согласен и Павел Тарасов, депутат района «Лефортово»: «Торговля нужна, но только организованная. Совершенно неприемлемо, когда сначала «волной» все павильоны сносят, а потом под предлогом необходимости этой же деятельности будут ставить такие же, но уже с другими владельцами. Это выглядит, как банальный передел рынка».
Узкий проход
«Нужно смотреть, что размещать и как. В отдельных местах палатки действительно сужали проход пассажиров, – описывает Павел Тарасов переход у метро «Авиамоторная». – Правда, касалось это всего пары павильонов. А снесли почему-то абсолютно все». Вячеслав Ванеев уточняет: сегодня нарушение требований безопасности стало частым явлением в метрополитене. Причём главная угроза – совсем не ларьки. По СНиПам советского периода ширина платформы должна была быть такой, чтобы два поезда могли за считаные секунды выпустить всех пассажиров, – 18 метров.
На некоторых станциях, открытых в 2010-е, платформа уже – всего 14 метров! Проектируемые платформы часто ещё миниатюрнее – 9 м в ширину. При пожаре или аварии сиюминутная экономия на стройматериале может унести сотни жизней. «Ларьки необходимы, но там, где они не создадут неудобств и угрозы жизни», – поясняет Ванеев. Кстати, на некоторых старых станциях киоски с чаем и выпечкой были расположены так, что не мешали пассажирам даже в час пик. Например, на «Библиотеке имени Ленина» или «Комсомольской».
По нужде
«Возвращать палатки необходимо в исключительных случаях: если речь идёт о газетных киосках или ларьках с соками, водами, чаем и мороженым», – считает Юрий Дунаев, депутат района «Тверской». Всё это очень нужно людям, пусть и остаётся дополнительной нагрузкой на инфраструктуру. Проблему с этой нагрузкой надо решать на уровне города. Муниципалитет в данном случае не уполномочен. А пока во дворах домов, соседствующих с метро, всегда присутствуют, переполнены мусорные баки. Торговый работник может соблюдать абсолютно все санитарные нормы – но должен же он куда-то выбросить мусор!
А как быть с естественными надобностями? Туалетов в переходах нет, поблизости тоже. Вот и вынуждены продавцы из киосков идти к ближайшим жилым зданиям. И справлять нужду на виду у всех, в трёх шагах от детской площадки. Виноваты ли в этом киоски? Тоже нет. Бесплатные биотуалеты – синие кабинки в переходе – вопрос даже не времени и средств. На их благоустройство было выделено немало средств. А пока жители умоляют городские власти поставить ограждение между жилыми зданиями и метро.
Отметим, что к перекусам на бегу москвичи относятся с большим пониманием. Как отметил Павел Тарасов, павильоны быстрого питания, когда они не у жилых домов, а в переходе у метро, – нареканий обычно нет. Правовую сторону вопроса прокомментировал для «АН» адвокат Тамерлан Барзиев.«Строительство большинства ларьков было согласовано, пусть и предыдущим городским руководством. Многие объекты находятся в аренде до 2025–2030 годов. То есть предприниматели, согласно подписанным договорам аренды, могут ещё лет 10–13 пользоваться своими киосками. Но это обстоятельство городскими властями почему-то не учитывается.
Для многих снос киосков фактически означает уничтожение их бизнеса. К тому же российское законодательство предусматривает снос самовольной постройки за счёт лица, осуществившего строительство (ст. 222 ГК РФ). В соответствии с изменениями в Гражданском кодексе РФ, вступившими в силу в 2015 году, муниципальные власти могут принимать в одностороннем порядке решения о сносе объектов, признанных самостроем. Однако решение о признании объекта самостроем может принять только суд.