Питьевая вода в столице станет чище. В городе реализуется программа «Чистая вода», в рамках которой уже в августе на Рублёвской станции водоподготовки будут применены новые технологии очистки. Пока вода будет поступать в районы Центрального, Западного и Северо-Западного столичных округов.
ВВОДИМЫЕ технологии, которые будут включать озонирование и сорбцию, позволят убрать из воды неприятный запах. Озоновоздушная смесь при попадании в воздух окислит взвешенные вещества, которые требуется удалить из воды. По данным анализов воды за прошлый год, на 4% превышен показатель содержания железа. В микробиологическом анализе отклонения были незначительные: всего на 0, 04%. «По этим данным можно говорить, что водоснабжение неплохое, несмотря на то что 50% поверхностных вод у нас засорено серьёзно. Да и 25% подземных вод тоже имеют отклонения», – замечает депутат ГД академик РАН Владимир Кашин.
Территория, с которой в Москву поступает вода, насчитывает 55 тыс. километров. Это огромные площади и практически все соседние области – Тверская, Смоленская и другие. «Есть очень важный критерий, по которому можно судить о качестве воды. Это наличие взвесей. В больших количествах они вызывают мочекаменную болезнь. В московской воде они присутствуют. Мы это видим по тому, как эта жёсткая вода откладывается на стенках посуды. Это касается и бутилированной воды. Она тоже может откладываться», – говорит бывший депутат ГД политик Олег Куликов.
Жёсткая вода обусловлена содержанием карбоната. Чем больше карбоната, тем более жёсткая вода. А карбонаты у нас везде. Известняк – это карбонаты. А белокаменная Москва как раз и строилась на нём, потому что в нынешнем Подмосковье было много карьеров. То есть столица, можно сказать, стоит на карбонатных породах. В домашних условиях для нейтрализации карбонатов нужно кипятить воду.
«Фильтры для домашнего пользования не бывают универсальными. Они либо дезинфицируют воду, либо не пропускают взвеси. К тому же они не вечны. Их надо менять. Часто бывают аварии на трубопроводах, и в дома поступает ржавая вода, которая существенно влияет на органы человека. Она вызывает воспаление кишечника, желудка. Таким образом, нужны трубы никелированные или из стали. Но в таком случае будет и другая цена водопровода», – отмечает Куликов. Самые опасные – это взвеси тяжёлых металлов: ртуть, свинец, кадмий.
В природе они присутствуют практически везде. «Но применяемый в рамках новых технологий озон не станет средством очистки от взвесей, он служит для биологического обеззараживания воды. Поэтому технологии нужно применять в комплексе», – продолжает Куликов.
Опасные полигоны
«С водой ситуация очень тревожная. Всё нужно менять с закрытия мусорных полигонов в Подмосковье, с выявления мест захоронения падших животных, с обследования территорий на предмет радиоактивности, – говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. – В Московской области есть скотомогильники, о существовании которых никто не знает, где они точно расположены, неизвестно. А там закапывали падший скот, который умирал во время эпидемий. Проблема существует и на уровне мусорных полигонов, отравляющих всё живое вокруг. Есть и радиоактивные отходы. Когда в 50-е годы XX века шла гонка за строительство ядерного оружия, с местами выброса отходов особо не церемонились. Властям пора выдавать людям деньги на таблетки», – говорит Шапкин.
Для того чтобы избавить воду от обилия бактерий и микроорганизмов, нужно её усиленно хлорировать, озонировать, обрабатывать антисептиками. Последние, правда, сами по себе обладают бактерицидной активностью. Таким образом, эта вода убивает микрофлору кишечника. Отсюда у людей дисбактериозы. А значит, требуется дополнительная очистка, то есть нужно монтировать недешёвые фильтры-ионообменники. «Причём далеко не все из этих фильтров «ловят» нитраты, представляющие особую опасность для человека. А та вода, что не проходит фильтры, попадая на кожу, переносит вредные вещества в организм человека. Микроорганизмы очень просто попадают в воду – с ветром с этих мусорных полигонов. Поэтому патогенная микрофлора размножается уже в водопроводах», – говорит Шапкин.
Экологический сбор
Нужно мотивировать людей сдавать вторсырьё. Вся проблема в том, что трудоёмкая работа стоит денег. Сложно представить, чтобы люди ездили куда-либо, чтобы сдать вторсырьё. Будет дороже доехать до этого пункта приёма. А с оказией можно. Эксперты предлагают ввести экологический сбор с магазинов. «У розничных магазинов есть такие возможности. Например, крупные торговые сети могут принимать вторсырьё и давать купоны на скидку. Таким образом, если магазин принимает вторсырьё, то освобождается от уплаты экологического сбора, – предлагает Шапкин. – Также, например, из пэт-бутылок можно делать сетку для укладки асфальта, это даст устойчивость дорожного покрытия. То есть оно не будет нуждаться в ремонте. Это шаги, которые дадут возможность утилизировать огромное количество вторичного сырья».