Аргументы Недели → Город М № 23(565) от 14.06.17 13+

Без номеров? Выкладывай «пятёрку»!

, 13:05

В Москве вступил в действие новый регламент для автомобилистов: запрет на парковку машин без номеров или с нечитаемыми номерами. Новое правило преимущественно касается машин, стоящих в радиусе 400 м от станций метро, транспортно-пересадочных узлов, остановок наземного транспорта, парков и других мест скопления людей.

НЛО в Москве

По словам властей, такая мера поможет безопасности. А заодно и приструнит любителей припарковаться даром ввиду отсутствия номерных знаков. Однако с точки зрения правомерности норма трещит по швам. Новый регламент уже принёс результаты. С начала введения нормы, запущенной в рамках антитеррористической безопасности в городе, уже порядка 700 владельцев испытали на себе её «прелести».

За отсутствие знаков или их нечитабельный вид машины увозят на спецстоянки. Хозяевам теперь приходится сначала общаться с сотрудником полиции и предъявлять водительское удостоверение, а также паспорт транспортного средства. В случаях, когда номера не были сняты специально, а были украдены или утеряны, уехать на своей машине водители не смогут.

Им придётся забирать её на эвакуаторе, так как эксплуатация автомобиля без регистрационных знаков запрещена. А номера нужно будет ещё восстановить. За эвакуацию автовладельцам плату опустили. Но зато сколько нервов отнимают во время всей процедуры! «Во многих странах есть санкции, но они хотя бы человечные: надевают колодки на транспорт, оставляют квитанцию под щёткой стеклоочистителя. Но такого, чтобы, например, мать вышла из детского сада и не обнаружила своего автомобиля, ни в одной стране не догадались придумать», – замечает депутат ГД Михаил Брячак.

Однако в этой связи мнения экспертов сильно разнятся. «Я удивляюсь, что мы это ввели так поздно. Заплатит человек за парковку или нет – это финансовые отношения владельца с городом. А вот когда в центре столицы стоит автомобиль без номеров, то я с ужасом понимаю, что это угроза, в том числе террористическая», – отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «Властям докладывают и оборачивают всё в благовидные формы. А на практике мы видим гнев, недовольство, раздражение. Мало нам социального напряжения? Мы его ещё хотим усилить?» – спрашивает М. Брячак.

Автомобиль – это роскошь

Новый регламент на радость властям справляется с двумя делами одновременно. Помимо прочего он ещё и призван бороться с нерадивыми автовладельцами, укрывающимися от платы за парковку. Если раньше можно было заклеить номера и не заплатить за стоянку, то теперь ушлые автовладельцы несколько раз подумают. Кроме того, что придётся ехать на спецстоянку, нужно будет и штраф оплатить за езду без номеров. В Москве он составляет 5 тыс. рублей. В противном случае человека ждёт лишение прав сроком до 3 месяцев. «За счёт таких жёстких санкций он несколько раз подумает. И во второй раз не совершит подобную глупость», – говорит Блинкин.

«Москвичи на машинах» сейчас испытывают крупные поборы, поэтому и стараются избегать платы за парковку. «Хозяева оплачивают ОСАГО, транспортный налог, акциз на топливо, который определяется по принципу: чем больше ездишь, тем больше платишь. А транспортный налог действует для всех в зависимости от мощности двигателя автомобиля. Но его стоило бы отменить, потому что эквивалентом ему уже есть более адекватный и справедливый акцизный сбор», – считает М. Брячак.

Кого хотели обмануть?

Юристы, в свою очередь, утверждают, что владельцы транспортных средств могут себя оградить от новой нормы. «Сегодня отсутствует обязательная регистрация автомобилей. Если все авто должны быть зарегистрированы и с номерами, то необходимо вносить и соответствующие поправки об обязательной регистрации, а также поправки в КоАП, – говорит юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов. – Но так как пока этих требований нет, то нельзя в отношении любого транспортного средства применять какие-либо санкции, а значит, нельзя налагать и штраф на владельца и привлекать его к административной ответственности».
Но если случай уже произошёл, и автомобиль находится в месте скопления людей, и его нельзя идентифицировать, то в первую очередь на место происшествия должны приезжать сотрудники МЧС и обследовать автомобиль. Затем должны быть разработаны дополнительные способы выявления сведений об имуществе помимо регистрационного знака. Более того, норма в настоящей московской действительности и вовсе не совсем корректна в отношении терроризма. Ведь преступники, как правило, используют угоняемые автомобили.


 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram