Аргументы Недели → Город М № 16(558) от 27.04.17 13+

На работу на велосипеде

, 08:57

Москву пересаживают на велосипеды. В столице в конце апреля традиционно открывается сезон велопроката. Новые точки аренды общественных велосипедов уже монтируют. Казалось бы, ничего не могло бы препятствовать воспользоваться этой услугой. Да и погода наконец начинает баловать Москву. Но эксперты не одобряют повальное введение в столице велосипедного движения. Так в чём же дело?

Москва резиновая 

По данным на 2016 год, в столице работали 300 пунктов проката и были доступны 2,6 тыс. велосипедов. В этом году власти открывают новые точки, расширяя сеть и в спальных районах города. Теперь помимо станций, располагающихся на Бульварном и Садовом кольце, а также на Фрунзенской набережной, появились пункты на юго-западе Москвы. Речь идёт о Ленинском проспекте, Профсоюзной улице, проспекте Вернадского и станции метро «Университет». На первом этапе откроется 330 станций велопроката. Ещё 50 добавится в течение сезона. Около 500 новых велосипедов будут доступны для горожан. А уже к 2019 году, по замечанию заместителя руководителя по развитию велосипедного и пешеходного пространства Центра организации дорожного движения Артура Шахбазяна, их число увеличится до 4,6 тысячи.

Между тем власти в этом году отказались обустраивать дополнительные полосы для двухколёсного транспорта, по которым москвичи могли бы без риска для собственной жизни передвигаться по городу. В этом ключе важно отметить, что количество других транспортных средств в Москве становится больше. По данным ГИБДД на 2016 год, в столице отмечено 5,6 млн автомобилей.

Европейский опыт 

«Нужно признать, что в Москве нет велоинфраструктуры, которая бы позволила людям комфортно передвигаться. Система велосипедного движения небезопасна как для водителей этого транспорта, так и для остальных людей. Чтобы проехать из точки А в точку Б, велосипедисты подвергают себя большому риску», – обращает внимание председатель партии «Альянс зелёных» Александр Закондырин.

У властей есть идея сократить скорость на популярных у велосипедистов дорогах до 30 км/ч. Но эксперты считают, что это приведёт к транспортному коллапсу. К слову, на Садовом кольце скорость потока и так часто 0 км/ч. Понятно, что никакого преимущественного права у одного участника движения перед другим быть не может. На дороге и водитель фуры, и велосипедист, и даже пешеход – равны. «Я, конечно, не за то, чтобы, как в Китае или Вьетнаме, велосипедисты и автомобилисты были в одном потоке. Но общество и государство должны бы предоставить велосипедисту морально-этические преимущества в силу того, что он перемещается на экологически чистом транспортном средстве», – говорит депутат ГД Олег Нилов.

Власти, призывая пользоваться альтернативным видом транспорта, видимо, хотят выглядеть по-европейски и соответствовать мировым трендам. Но в мире всё не совсем так. «В Амстердаме люди часто ездят на двухколёсном транспорте. Но и сам город по-другому устроен, это не мегаполис, он намного меньше», – отмечает Александр Закондырин. К тому же в европейских городах и климатические условия мягче в отличие от суровой Москвы, где до апреля идёт снег. «Например, в Канаде по городским улицам просто так не ездят. Там для этого отведены специальные маршруты», – продолжает эксперт.

Далеко не уедешь 

В последние годы московские власти не перестают проводить акции в поддержку велодвижения. Например, одна из таких – «На работу на велосипеде». «Конечно, если жить вблизи станции метро «Маяковская», а ездить на работу на «Тверскую», то жителя это, возможно, привлечёт. Но для него это будет не совсем безопасно. Однако большинство людей живут не в центре Москвы. У них другая логистика. Они выезжают по утрам из города Люберцы или района Бирюлёво Западное и едут на работу на станцию метро «Савёловская», – отмечает Закондырин. Представьте, как человек будет преодолевать этот путь? Наверняка время в пути увеличится в десятки раз. Нужно будет переехать МКАД, вылетные магистрали, возможно, ТТК.

«Безусловно, придётся соответственно одеться, то есть не в обычный офисный костюм, а в спортивную форму. Приехав на работу, нужно будет подумать, куда поставить транспортное средство, ведь велика вероятность, что его просто угонят. А уже в офисе решить, где принять душ», – отмечает член Общественной палаты России Иван Мохначук. «Перспективы массового внедрения велосипеда как средства передвижения от дома до работы я не вижу. Мне кажется, пока это миф. И очень сомневаюсь, что в ближайшие 5–10 лет это произойдёт, – считает председатель партии «Альянс зелёных». – Для начала нужно создать маршруты для безопасного движения на велосипедах и оповестить о них жителей. А пока не стоит издеваться над людьми и мешать им жить».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram