В Государственном историческом музее архиерей РПЦ, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник московского Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) выступил с открытой лекцией «Февральская революция 1917 года: что это было?»
Отец Тихон известен не только как видный деятель Русской православной церкви и образованнейший человек, но и, как говорят в народе, духовник президента Путина. А значит, его лекции вызывают особый интерес и привлекают много слушателей.
Кроме того, в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций 1917 года тема судьбоносных событий вековой давности активно обсуждается в обществе и до сих пор будоражит память народа.
В результате возник немалый ажиотаж из желающих попасть в исторический музей на лекцию, но повезло далеко не всем. Огромная очередь людей выстроилась вдоль величественных построек царской эпохи, но суровые охранники смогли пропустить лишь малую часть, так как места было, увы, недостаточно для всех собравшихся. Ожидался визит министра образования, но, к сожалению, никто из его ведомства не появился. Епископ отметил, что аудитория собралась очень разнообразная. Были люди всех сословий и уровня достатка, а также разных возрастов – от пенсионеров до студентов.
Начал отец Тихон с рассказа о событиях и причинах, приведших к столь роковому для царской династии стечению обстоятельств. Россия в период правления царя Николая Александровича демонстрировала положительную динамику. Она по праву считалась житницей Европы, а бюджет страны увеличился в три раза. Активно развивалась промышленность, строились грандиозные планы. Специалисты считают, что знаменитый план Ленина по электрификации всей страны – ГОЭЛРО – по сути, был не изобретением большевиков, а реализацией планов, созданных ещё царскими политиками и промышленниками. В 1894 году вклады в сберегательные кассы увеличились до 2 млрд руб., увеличился и золотой запас. Но нерасчётливое вступление аграрной России в Первую мировую, которая была стране совершенно невыгодна и оправдывалась только союзническим долгом перед Антантой, подкосило Россию на взлёте. Фактически Российскую империю принесли в жертву ради того, чтобы Англия и Франция смогли выстоять в схватке с кайзеровской Германией. И одной из первых жертв этого заклания стали сам император и его семья.
Особую трагическую нотку в этой страшной истории вносит то, что царская династия знала заранее исход событий. Они предсказывались в тайном письме, написанном императором Павлом Петровичем (1754–1801).
Страшное пророческое письмо было составлено и надёжно спрятано с пометкой «прочесть его ровно через сто лет и только потомкам царской линии». Известно, что в письме говорится о судьбе династии и написано оно императором Павлом после встречи с одним из заключённых Петропавловской крепости – монахом по имени Авель.
О самом монахе Авеле достоверно известно немногое. В миру – Василий Васильев, постриг принял в Валаамском монастыре, после чего долго странствовал по свету, был в Константинополе, Иерусалиме. Путешествовал около девяти лет. Проповедовал о страшном Божьем суде, издал рукописную книгу тайных пророчеств. Преподобный Авель предсказал день смерти Екатерины Великой. Представил это в своих очерках костромскому губернатору, за что и был отправлен в заключение.
После предсказанной смерти матушки император Павел освобождает прорицателя и тут же встречается с ним наедине. Но радости эта встреча новому царю не принесла. Авель предрёк императору короткое правление, удушение, смерть от слуг своих неверных. Сказал, что «будут поносить память твою и очернят безумствами правление твоё». Так что Павел тоже запрятал прорицателя в Петропавловскую крепость. Авель предрёк множество других событий: сожжение Москвы, взятие Парижа, блестящее правление и убийство Александра II, мировую войну, которая закончится смертью царя и великой Смутой, и даже Великую Отечественную.
Слушатели задавали много вопросов. В том числе о такой таинственной и зловещей фигуре, как Григорий Распутин. Об этом человеке отец Тихон старался говорить аккуратно и без резких определений. По его словам, это слишком загадочная фигура, о которой известно слишком мало и слишком много одновременно. И из этого «много» очень большая часть является не достоверными сведениями, а сплетнями и слухами. Его целительские способности бесспорны. А вот насколько велико было его влияние на царя и его решения – большой вопрос. Вполне возможно, что эти слухи намеренно распускались другими придворными, чтобы маскировать свои собственные делишки. Фигура такого исторического масштаба требует кропотливого изучения. После которых, как сказал отец Тихон, он не слишком удивится, если Распутина вовсе решат канонизировать как принявшего мученическую смерть за веру. Главное при этом – избежать поспешных и популистских решений. При этом нельзя забывать, что кем бы ни был таинственный старец, то, что его использовали для расшатывания власти, не подлежит сомнению.
На тот момент в обществе укоренилось убеждение в необходимости жёсткого ограничения монархической власти, а Государственная дума и высшие военные начальники считали отречение царя от власти единственным решением для предотвращения внутриполитического хаоса в стране. Знали бы они, что творят и кто воспользуется результатами их действий.
Большевики, конечно, идеально воспользовались свалившейся к ним в руки удачей. Но можно ли объяснить их успех одной только фортуной? Разумеется, нет. Без чёткого планирования и больших финансовых вливаний революции не совершаются. Так кто же дал деньги Ленину на революцию в России? Некто господин Александр Львович Парвус. Но это уже тема для другой лекции. Те, кому повезёт попасть на неё, смогут узнать ещё более интересную и закрытую информацию о корнях продвижения революционной идеи в массовое сознание народа посредством умелых политических интриг загадочных личностей.