Судя по всему, у московских археологов работы хватит ещё на многие лета. Скажем, на днях на Берсеневской набережной была найдена уникальная вещь – печать Вытегорского кабака. По сути, это одна из первых печатей для юридических лиц.
Семь тысяч находок
Уникальный предмет нашли во время археологических исследований на электростанции ГЭС‑2. Это памятник промышленной архитектуры. Сейчас здесь начинаются реставрационные работы. Привесная печать размером 19х20 мм и весом 2,79 г изготовлена, по данным рентгено-флуоресцентного неразрушающего анализа, из оловянистой бронзы. Одна сторона печати – гладкая, лишённая следов изображений. На другой стороне в круговом ободке помещена уверенно читаемая негативная надпись в четыре строки – «Печать Вытегорского кабака». В последней строке два орнаментальных элемента в виде растительных побегов.
По существующей классификации предмет относится к группе шейных круглых печатей. В целом группа датируется двадцатыми годами XV – первой половины XVIII века. В то время в основном существовали печати частных лиц. На них значились имена владельцев либо надписи дидактического характера: «Печать – на умного крепость», «Не бойся смерти, бойся греха» и другие. Находка не имеет аналогов. Это печать юридического лица. Город Вытегры, где находился кабак, располагается в Вологодской области. Это показывает, что в начале XVIII века – в эпоху централизованного молодого государства регионы России были тесно связаны между собой.
На месте нынешних раскопок в XVIII веке располагались соляные и винные склады. Там находят различные уникальные артефакты. Есть глиняная чернильница середины XVII века. Много импортных предметов: турецкие и даманские турки, стеклянные изделия, связанные с винными складами. Рюмкой в XVIII веке пользовались далеко не все образованные люди. Что говорить, если даже Людовик XIV не любил, когда в его присутствии ели вилками. Руководитель департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов напомнил:«Все эти находки, так же как и всё остальное, что обнаруживают археологи в столице, передаются в Музей Москвы. Там можно ознакомиться с древностями поближе».
Что остаётся в земле
В наше время все работы, в том числе и археологические, проводятся в бешеном темпе. Мы поинтересовались у Алексея Емельянова, остаются ли в земле вещи, которые не успевают собрать специалисты? Вот что он ответил: «В Москве всё проходит по чётко проработанному графику. Археологическое проектирование длится два-три месяца. Проект согласуется с департаментом культурного наследия. В проекте значатся объёмы работ, сметы, методика. Результаты раскопок публикуются в научных отчётах. Мы также демонстрируем найденные коллекции».
Однако, по его словам, в старой Москве, где огромный культурный слой, всегда остаются какие-то вещи. Скажем, во время раскопок в Зарядье археологи проводили работы под снесённым зданием гостиницы «Россия», и там обнаружено множество исторических находок. Нашим потомкам-археологам в будущем будет чем заняться.
Находки, сделанные в декабре прошлого года в Зарядье, тоже уникальны. Подклет деревянного комплекса XVII века вместе с различными предметами быта сохранился благодаря влажному климату. В Зарядье также нашли жетон-нашивку 1590 года, связанный с английским королевским двором. Жетон представляет собой сплав свинца и олова. В центре выбита алая роза и есть надпись, которая в переводе означает «Царство по праву». Это девиз английской королевской семьи, которая правила на рубеже XVI–XVII веков. Жетон попал к нам с приезжим англичанином. Вероятно, он носил его в качестве амулета или охранной грамоты. Эта находка лежала на территории старого английского двора, представительства торговой компании.
Китай-город
Пожалуй, самую красивую работу за последнее время московские археологи продемонстрируют в конце лета. Сейчас идёт музеефикация стены Китай-города. Этот объект будет показан в подземном переходе, который будет выходить на Москворецкую набережную. Маленький археологический музей в виде атриума станет постоянным. Там будут кусочек старой стены, находки, инсталляции. Экспозиция будет сделана с помощью современных технологий. Этот проект разрабатывается целый год.
Археологи не просто находят исторические объекты, они, бывает, открывают неизвестные факты истории. Так, найденная печать открыла новую топографию Москвы. Раньше считалось, что район Берсеневской набережной не был в то время освоен.