Театр сатиры славен своими традициями и историей. Из плеяды звёзд, сиявших здесь когда-то, осталось, к сожалению, всего несколько человек. Время безжалостно. Директор театра Мамед АГАЕВ рассказал нам о радостях и проблемах этого прославленного места.
Без самоотдачи
Директор театра сетует: «Сейчас у нас нет таких великих актёров, как, например, Андрей Миронов. Раньше к нам «ходили на артистов». После спектакля у служебного входа их встречали сотни восторженных зрителей. Сейчас таких практически не осталось». Агаев считает также, что отсутствие интереса к сцене сегодня связано прежде всего с нежеланием артистов отдавать всю свою жизнь театру. Например, Миронов снимался в кино и давал концерты. Нынешние молодые «отдают свои таланты» в основном на растерзание «мыльным операм».
Получается, что родной дом меняют на дешёвые бездарные сериалы и на съёмки в рекламе. Справедливости ради заметим, что ныне гениальных артистов, преданных исключительно своему театру, с каждым годом становится всё меньше. А «кассу» в Театре сатиры делают в основном Александр Ширвиндт и Вера Васильева. Конечно, здесь есть известные лица: Фёдор Добронравов, Алёна Яковлева, Игорь Лагутин, Юрий Васильев. Среди молодых и талантливых, но пока малоизвестных актёров можно назвать Лиану Ермакову, Любовь Козий, Максима Демченко, Сергея Беляева.
Невыгодные гастроли
Однако, несмотря ни на что, посыпать голову пеплом пока не стоит. Разнообразие репертуара – это большой плюс. Здесь ставят как мировую классику, так и развлекательные, несложные для восприятия спектакли. Например, к показу готовится «Двенадцатая ночь» Шекспира. Режиссёр этого представления Павел Сафонов раньше ставил здесь «Собаку на сене». Эта постановка пользуется неизменной популярностью у зрителей. Что касается водевилей, то появление их в репертуаре – вовсе не дань сомнительной моде, а традиция. Валентин Плучек ставил одновременно такие разные спектакли, как «Вишнёвый сад» и «Феномены», «Женитьба Фигаро» и «Родненькие мои». Ещё одна примета времени: невыгодные гастроли. Их стало мало. А ведь артисту это просто необходимо, чтобы получить свежее дыхание роли и восприятие.
Кому в театрах жить хорошо?
Нашумевшее постановление правительства Москвы о финансировании тех театров, где 100%‑ная посещаемость, М. Агаева не пугает. Более того, он согласен с ним: «От государства мы получаем только голую зарплату. У народной артистки СССР оклад – 62 тысячи рублей. Однако получает она в десять раз больше за счёт материальной прибыли театра. Государство не должно полностью финансировать театр, тем более если его плохо посещают. Нужно самим зарабатывать. Тем не менее 100%-ной посещаемости нет ни в одном театре. Даже в Большом оставляют по 20–30 билетов для гостей и партнёров. Театр сатиры заполняется на 85–90%». В зрительном зале насчитывается ровно 1206 продаваемых мест и 150 мест на сцене «Чердак сатиры». Больше или меньше не нужно. Последняя реконструкция театра проходила в 1961 году. Директор считает, что здание и коммуникации не нуждаются в серьёзном обновлении. Косметические ремонты делают своими силами.
Социальная политика
В «Сатире», как практически во всех московских театрах, существует система социальных билетов. На каждое представление выделяется квота для инвалидов и участников войны. Списки желающих посетить тот или иной спектакль составляют районные советы. Любопытно, что в выходные приезжие из других городов могут посмотреть спектакли по более дешёвым, социальным ценам. Для этого нужно заранее заказать билеты. Этой возможностью пользуются различные социальные группы и целые рабочие коллективы. Они приезжают автобусами.
В день авиакатастрофы над Чёрным морем театр не отменил спектакль. Все вырученные средства – 1 млн 400 тыс. рублей были перечислены семьям погибших, где остались маленькие дети. Проблемы у Театра сатиры, конечно, есть – как у всех. Например, отсутствие талантливых современных пьес и ярких режиссёров. Это – общая проблема для всех современных театров.
Подобных Театру сатиры в мире нет. Раньше у него были свои постоянные авторы – Григорий Горин, Аркадий Арканов. Сейчас сатирикам невыгодно отдавать свои произведения в театр, они сами читают их со сцены. Остался, пожалуй, единственный преданный «Сатире» писатель – Юрий Поляков. Здесь идут несколько его пьес. Мастера не так сильно интересуют доходы. Для него честь, что его произведения ставятся на знаменитой сцене. Безусловно, его пьесы можно увидеть также во множестве других российских театров. Однако Театр сатиры – единственный в своём роде.