С 1 ноября вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 августа 2015 г. №890, которое гласит, что все автозаправочные станции в России должны быть оборудованы зарядными колонками для электромобилей. Москва, естественно, не стала исключением. Но, несмотря на то что на столицу приходится треть всех зарегистрированных электрокаров, ситуация с зарядками для них в Москве по-прежнему плачевная, а АЗС пока не торопятся выполнять Постановление РФ.
На сегодняшний день в России числится 722 автомобиля, которые передвигаются на электричестве. При этом 253 из них зарегистрированы в Москве. Чтобы понимать, насколько мы отстаём от современных тенденций, можно сравнить с количеством электрокаров в других странах. Например, в США их 210 тыс., в Китае – 226 тыс., в Японии – 70 тыс., в Норвегии и Франции по 61 и 45 тыс. соответственно. Кроме того, в планах многих стран постепенно увеличивать долю подобного личного транспорта.
Наши власти тоже летом этого года подготовили проект программы развития электрического автотранспорта в РФ до 2025 года. Например, согласно нему предлагается вводить не только новые знаки, которые бы обозначали стоянку только для электрокаров, но и возможности бесплатного проезда по платным дорогам, отмену транспортного налога и т.д. Кроме того, согласно планам, к 2020 г. по всей России половина общественного транспорта должна соответствовать еврочистоте.
Далеко не уедешь
Планы понятны, однако за счёт чего стимулировать граждан к покупке электрокаров? В конце концов, на сегодняшний день существует две главные проблемы, которые мешают развитию этого транспорта и в Москве, и в России. Первая из них – дороговизна самих электромобилей. Крутые модели, которые бы не уступали бензиновым авто ни в комфорте, ни в скорости, ни в дальности пути (до 600 км), стоят очень дорого – от 6 млн рублей. Логично, что только фанат экологически чистого транспорта согласится тратить деньги на такое авто. Модели для простого народа стоят уже где-то 0,8–1,5 млн рублей. Однако главный их недостаток – это дальность хода – максимум 150 км. Поэтому заряжать их нужно каждый день.
И тут мы плавно переходим ко второй проблеме – отсутствию электрозаправок. К слову, в Москве созданы все условия для тех, кто всеми силами не желает пересаживаться из автомобиля на общественный транспорт, – платные стоянки для электромобилей абсолютно бесплатны. Казалось бы, купил такое авто, и не страшны очередные расширения зоны платной парковки, которые уже и в спальные районы добрались. Вот только заряжать их особо негде. На сегодняшний день в столице оборудовано чуть больше 30 электрозаправок. И с такой инфраструктурой далеко не уедешь. Для сравнения: обычных АЗС в столице более двухсот.
Решить проблему можно было бы как раз за счёт АЗС, но, как видно, они и сами не торопятся закупать зарядки. То ли считают, что экономически невыгодно, то ли просто массово забыли это сделать. Например, стоимость самой зарядной станции в районе – 300–500 тыс. руб., а владельцы электрокаров, если заправляются исключительно на электрозаправке, тратят где-то 25–50 тыс. руб. за год. Кроме того, от инфраструктуры не в восторге и в каршеринговых компаниях в Москве. Они не планируют закупать электромобили из-за недостатка заправок для них.
Гаджет на потеху
Получается, что рынок опять не сможет самостоятельно решить этот вопрос, и стимулировать приобретение электротранспорта должны федеральные власти. Так, например, в Москве, по словам заммэра столицы по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, до конца года планируется подключить в общей сложности порядка 70 зарядных станций. Они разместятся в зоне платной парковки на улично-дорожной сети в пределах ТТК, а также на плоскостных парковках в торговых центрах. В сентябре появились 9 таких станций, и до конца 2016 года на них можно заправляться бесплатно. Однако и с ними случаются казусы. Например, зачастую рядом с зарядкой могут быть припаркованы обычные бензиновые автомобили. Не вредительства ради, а просто по незнанию или из-за отсутствия свободного места. Впрочем, в следующем году число заправок, которые устанавливаются по инициативе властей Москвы, планируется довести до двухсот – может, тогда проблем станет меньше.
Выходит, что, несмотря на то что столица является законодателем «моды» для всех остальных городов России, развитие электрокаров под большим вопросом. Если в Москве ещё хоть как-то можно найти заправку, то за её пределами можно легко влипнуть в ситуацию, когда придётся вызывать эвакуатор из-за севшего аккумулятора. Так что сегодня электрокары – это пока по-прежнему некий заморский любопытный гаджет, который либо не по карману, либо просто нецелесообразен при нынешнем развитии инфраструктуры и расстояниях между городами в стране.