Ещё с 1 января 2016 года в России действует закон, по которому автовладельцы могут оплатить штрафы за всевозможные нарушения с 50%-ной скидкой, но только если они сделают это в течение 20 дней. Такое право было введено для того, чтобы, во-первых, повысить собираемость денег: многие понимают, что лучше сэкономить, заплатить со скидкой и спать спокойно, чем юлить перед законом. А во-вторых, воззвать водителей к тому, чтобы они сами осознавали, что были не правы, и, как следствие, повышать безопасность на дорогах. Однако сей хитрый план, вероятно, не всем пришёлся по нраву.
Так, недавно депутат Госдумы РФ Вячеслав Лысаков заподозрил Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ) в, пожалуй, откровенном саботаже права автолюбителей оплачивать штрафы со скидкой. Дело в том, что копии постановлений о наложении штрафа за неправильную парковку из МАДИ начали приходить с серьёзной задержкой. Причём, по словам В. Лысакова, таких случаев с каждым днём становится всё больше и больше. В итоге автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда они просто физически не могут воспользоваться «дисконтом» на штраф, так как копия постановления приходит на 21-й день с момента его выписки.
В самой МАДИ это связывают с якобы «системным сбоем». Мол, мы не специально, оно само так получается. Однако если вспомнить о том, что в целом институт платной парковки породил целый ряд скандалов – с неправильно установленными знаками, разметкой, разборок с эвакуаторщиками и т.д., то можно предположить, что задержка в выдаче постановлений связана с желанием собирать 100%-ные штрафы за неправильные стоянку и остановку. Незримый план выполнять-то нужно.
О том, что задержки постановлений носят, возможно, сознательный, а не случайный характер, говорит то, что у самой ГИБДД почему-то подобных массовых проблем не возникает. И это при том, что у Госавтоинспекции МВД по определению работы с протоколами больше, чем у отдельно взятой МАДИ. К слову, только за первое полугодие 2016 года ГИБДД вынесла около 39,8 млн постановлений о назначении штрафа. Из которых примерно 21,5 млн были оплачены нарушителями в первые 20 дней, со скидкой. То есть почти 80% штрафов. В итоге от 50%-ной скидки выигрывают все – водитель признаёт, что был не прав, и оплачивает, а казна сумела увеличить собираемость штрафов, что привело не к такому уж снижению поступлений в бюджет.
Но это, как мы видим, работает только в случае с ГИБДД. У московской администрации же некая своя логика – получается, лучше мы будем нагружать судебных приставов, но выжмем из автолюбителя последнюю копейку? К слову, ведь и сама МАДИ создавалась с целью повысить наполняемость столичного бюджета с неправильной парковки. Неужели кто-то лично настолько не заинтересован терять половину от суммы штрафа?
Впрочем, всё это может быть действительно из-за системного сбоя. С кем не бывает? Ведь тоже, наверное, случайно в 2014 году, согласно проверке Генпрокуратуры МАДИ и ГКУ АМПП, было незаконно выписано с нарушениями около 600 тыс. штрафов на сумму порядка 1,8 млрд рублей.
Закон не писан
С другой стороны, если московские власти так пекутся о кошельках москвичей, то почему они отказываются в этом году менять стоимость тарифов на принудительную эвакуацию? Дело в том, что, согласно новым правилам, с 1 сентября (а в Москве с 24 июля) этого года водители, чьи автомобили оказались на штрафстоянке, могут сначала получить свою машину, а эвакуацию и хранение авто оплатить потом. Вместе с этой нормой также должны были появиться новые тарифы расчёта эвакуации. Теперь они считаются по единой методике Федеральной антимонопольной службы, а конечная сумма зависит от массы, габаритов и категории транспортного средства.
Однако столичные власти решили отложить введение этой системы подсчёта до следующего года! Якобы это каким-то образом негативно скажется на стоимости эвакуации для владельцев малолитражек. В чём логика этого посыла? В следующем году для малолитражек власти разве готовят какие-то поблажки?
Напомним, что сейчас стоимость эвакуации для легковушек зависит от мощности их двигателей. Если до 80 л. с. включительно, то эвакуация обойдётся в 3 тыс. руб., если от 80 до 250 л.с., то 5 тыс. руб., а если свыше 250, то уже 7 тыс. рублей. Какой-то логики в таких тарифах, которые основывались исключительно на мощности двигателя, не было изначально, и об этом много раз говорилось.
Казалось, с введением единой методики ФАС всё станет на свои места. Но Москва – поистине государство в государстве, раз местные чиновники могут спокойно игнорировать федеральные законы и продолжать считать тарифы по мощности автомобиля. Которая вообще в методике ФАС отсутствует.
Забота о малолитражной технике очень похожа на обычное заигрывание с москвичом. Мол, оставим всё как есть, а то будет только дороже. При этом столичные власти как-то забывают о том, что рыночная стоимость эвакуации в городе (не принудительной) в среднем составляет 3 тыс. рублей. И это не только для маломощных авто.
Впрочем, низкие тарифы на принудительную эвакуацию и небольшие штрафы за неправильную или неоплаченную стоянку тоже в определённой степени подрывают порядок в парковочном пространстве. Эксперты считают, что, для того чтобы избавиться от пробок, необходимо, чтобы платная парковка была дорогой, а плата за нарушения – ещё больше. Чтобы оплата всех штрафов действительно больно била по кошельку. Вот только к этому, пожалуй, стоит прийти законным путём, а не за счёт всевозможных ухищрений и нарушений законных прав граждан.