Владимир РЕСИН с 2001 по 2011 год работал первым заместителем мэра в правительстве Москвы, какое-то время был исполняющим обязанности мэра столицы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и СССР. Заслуженный строитель РСФСР, автор трёх десятков изобретений.
Накануне Всероссийского Дня строителя Владимир Иосифович – гость Главного редактора Андрея Угланова.
- Каждый год в Москве происходят такие изменения, что не перестаёшь удивляться. А вам, человеку, который уже много лет участвует в процессе преобразования столицы, как это видится?
– Как я не устаю повторять, Москва темпов не сбавляет. Так это же только хорошо. Всё меняется, улучшается: облагораживаются и реорганизуются пустовавшие территории промзон, строятся современные жилые микрорайоны, станции метро и социальные объекты. В городе становится хорошо и комфортно жить.
В такие сложные годы, между кризисами и на их протяжении, мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин, правительство города нашли силы и средства даже на реставрацию памятников культуры. Их отреставрировано более 540! Триумфальная арка, Дом культуры имени Русакова, Ново-Екатерининская больница у Петровских ворот, здание музыкальной школы имени Гнесиных, ВДНХ, а Москвариум – восьмое столичное чудо света… Город живёт и развивается. Приятно видеть, как преображается Москва, как возвращаются утерянные в советское время превосходные памятники архитектуры.
Я в Москве с начала 60-х – более 50 лет в строительстве. В течение 23 лет возглавлял Стройкомплекс города. Все привыкли воспринимать процесс строительства так: появились стены, –значит, стройка пошла. А какая огромная работа предшествует этому этапу, известно только нам, строителям.
– Жилые микрорайоны – это хорошо. Жилищный вопрос у нас самый больной и насущный. Что делается для его решения?
– Президент поставил задачу – решить в обозримом будущем жилищную проблему. И Москва её решает. Работы в столице и России сегодня очень много. На днях мэр города Сергей Семёнович Собянин сообщил, что до конца года в Москве будет построено более трёх миллионов квадратных метров жилья.
Очень перспективным направлением для обеспечения жильём нуждающихся является сегмент арендного жилья. Ввод жилья для соцнайма на данный момент по стране удовлетворяет примерно потребности 180 тысяч человек в год, однако такие темпы явно недостаточны.
Тема арендного жилья относительно новая для Москвы и абсолютно точно весьма нетипичная для регионов. Тем не менее за данным сектором будущее в части решения многих вопросов. Как любая новая формация, соцнайм требует тщательной проработки законодательного сопровождения, разработки чётких стандартов строительства таких домов. Мы в Госдуме и Экспертном совете тщательно прорабатывали этот вопрос.
Сегодня потери города от «серой» аренды жилья в среднем – около 60 миллиардов рублей в год, ввод арендных домов перекроет эту сумму более чем в три раза, что определённо скажется и на качестве их содержания.
Фото РИА Новости
– Может ли строительство жилья по соцнайму помочь в решении жилищной проблемы?
– В этом нам стоит обратить внимание на Европу. Там жильё по соцнайму очень популярно. Я уверен, что при должном внимании оно поможет решить проблемы с нехваткой жилья и в расселении ветхого фонда. Но к этому вопросу нужно отнестись вдумчиво, это нельзя штамповать под копирку на всей территории России. Такое жильё хорошо там, где есть места приложения труда, где есть крупные промышленные кластеры. Там, где городам требуется большое количество трудовых мигрантов, в крупных мегаполисах. Тогда это будет очень удобно для молодых семей, которые легко смогут переезжать на выгодное место работы, не держась за квартиру. Так как смогут снять удобное и комфортное жильё рядом с местом работы.
– Но сегодня объёмы строительства жилья по стране несколько снизились...
– Некоторое снижение объёма ввода жилья в целом по России, казалось бы, говорит о реакции отрасли на некий общий экономический спад. Но это лишь поверхностная картина. С одной стороны, это снижение совсем незначительное и, скорее всего, продиктовано падением спроса – кто-то ждёт снижения цен на жильё, кто-то – снижения ставок по ипотеке. При этом на фоне снижения ипотечных ставок с июля наметился рост интереса у покупателей к приобретению жилья по ипотеке. Меры, которые государство направило на поддержку ипотеки, возымели своё действие. Но надо сразу отметить, не стоит ждать дальнейшего снижения ипотечных кредитов, – сегодня они выдаются под 12%. Это абсолютно перевариваемая рынком ставка. Покупателям, ожидающим снижения, нельзя забывать про инфляционные процессы, чтобы не прогадать с покупкой.
С другой стороны, в Московском регионе ожидать спада в строительной отрасли не стоит. В течение 2015 года у нас был сделан очень хороший задел, начато много новых крупных девелоперских проектов, рассчитанных на сотни тысяч, на миллионы квадратных метров. Поэтому и в 2016 году, и 2017-м это поддержит объём ввода жилья. И здесь нельзя говорить, что Московский регион – исключение. Такая тенденция прослеживается и в ряде других регионов России. Это зависит от экономики каждого конкретного региона, а не от страны в целом. Московский строительный комплекс всегда был локомотивом экономики. Является таким и сейчас.
– Люди довольно специфически относятся к индустриальному домостроению, а как вам кажется, сегодня это актуальное направление строительства?
– Современное индустриальное домостроение существенно отличается от того, каким оно было в советский или постсоветский период. Новейшие технологии производства позволяют опровергнуть сложившиеся стереотипы о безликости, однообразии и низкой комфортности домов из сборного железобетона. На мой взгляд, только индустриальное домостроение, позволяющее в сжатые сроки возводить масштабные проекты комплексной застройки, способно решить государственную задачу и сделать жильё более доступным. Типизация и стандартизация помогают экономить время и сокращать издержки на стадии производства и строительства. Это весьма значимые аргументы как для девелоперов, для заказчика в лице государства, так и для покупателей. Практика показывает, что индустриальное домостроение имеет целый ряд преимуществ. Технология позволяет выпускать изделия для строительства домов с разнообразными квартирографией и размерами помещений. Таким образом, появляется возможность строить дома с различными планировками, большими комнатами и кухнями, причём без привычных «швов» как на фасадах зданий, так и на потолке и стенах квартир, что отвечает самым высоким запросам потребителей.
В трудные времена всегда выручают универсальные решения и свежие идеи. Сегодня индустриальное домостроение – как детский конструктор «Лего». Можно быстро собрать хоть дворец, были бы детали и качественное оборудование. А оно, значит, всегда будет востребовано.
– Вы курируете Программу строительства православных храмов. А храмы других конфессий строятся? И как продвигается реализация программы?
– Почему же не строятся? Посмотрите – на Поклонной горе в конце 90-х мы построили и православный храм, и мечеть, и мемориальную синагогу. В Марьиной Роще построены Еврейский общинный центр и синагога, которая представляет собой уникальное сооружение. Там есть и концертный зал, и библиотека, и интернет-кафе, и художественная галерея, спортивные залы. Обсуждается вопрос и о строительстве буддистского храма. В сентябре прошлого года на месте прежнего небольшого здания мечети открылась новая соборная мечеть – теперь она одна из крупнейших в Европе.
Я уважительно отношусь ко всем религиям и считаю, что верующие должны иметь возможность нормально собираться в своих религиозных центрах. Но не нужно забывать о том, что почти в 13-миллионной Москве 80% жителей считают себя православными. Эти цифры учитываются сегодня в расчётах востребованности храмов.
Программа реализуется уже пять с лишним лет, за это время мы смогли многого достичь, понять, оценить, так сказать, масштабы. За это время было возведено много действительно красивых, уникальных храмовых комплексов. 46 храмов уже построены, 39 – в строительстве, ещё 40 – в проектировании. И это только начало. У нас впереди ещё Новая Москва, в ней планируется построить не менее 150–200 храмовых комплексов.
Мы строим храмы для людей при их содействии и помощи, закладываем основы новой истории. Но настоящая оценка нашему труду будет дана спустя годы, когда появится поколение, которое вырастет под звон колоколов этих храмов.