Столичный метрополитен в среднем в рабочие дни перевозит около 8,4–8,6 млн пассажиров. Это одно из самых больших мест скопления людей, однако здесь по-прежнему нет общественных туалетов. Теоретически любой может подойти к сотруднику подземки и попросить провести его в служебный туалет. Но не каждый решится на такой шаг, и не факт, что его признание увенчается вожделенным походом в клозет. Впрочем, не так давно появилась информация, что в метро в ближайшем будущем могут появиться 30 биотуалетов наподобие того, что стоял на станции «Проспект Мира».
По информации пресс-службы Метрополитена, в данный момент этот проект находится на стадии проработки.Ведётся анализ мест, где можно установить кабинки, чтобы они одновременно и не мешали пассажирам, и не портили архитектурный вид станций. Чтобы избежать последнего, биотуалеты собираются изготавливать ещё и по индивидуальным проектам.
Казалось, что история с установкой кабинок канет в Лету после проведённого эксперимента на «Проспекте Мира». Напомним, что биотуалет там установили в сентябре прошлого года, где он проработал 55 дней, а затем его демонтировали. Внутри он напоминал уборные, которые есть в самолёте, только просторнее. Там были установлены унитаз, писсуар, а также совмещённые в одном приборе рукомойник и сушилка для рук.
Доступ туда также осуществлялся только по карте «Тройка», а на всё про всё у посетителя этого заведения было 15 минут – после истечения времени дверь открывалась. Убрали это чудо техники с формулировкой, мол, отправлен на доработку по просьбе как пассажиров, так и руководства подземки. По словам начальника Метрополитена Дмитрия Пегова, в ходе эксплуатации таких замечаний набралось на три печатные страницы. Причём исправить что-то на месте было просто невозможно.
Ещё в феврале этого года Пегов заявлял, что после просьб об изменении кабинки для метро компания, которая проводила работы, всё ещё не предложила обновлённый вариант. Однако Метрополитен, похоже, заинтересован поставить в этом деле точку. В конце концов, платный туалет – это тоже статья доходов, а самое главное – одно из ежегодных требований пассажиров по улучшению услуг столичной подземки. По предварительной информации, оплатить вход в кабинку можно будет с помощью карты «Тройка». Так что появляется дополнительный стимул перейти на эту карту и отказаться от покупки «Единого». Завлекают всеми силами.
Места заняты?!
По сути, для осуществления этих планов нужно немногое: биотуалеты, полностью соответствующие техническим требованиям, а также места, где их можно было бы разместить. С последним, кстати, проблемы. Дело в том, что ещё на этапе строительства подземки никто не проектировал места для общественных туалетов. Во-первых, потому что тогда ветки метро были короткими, а в случае чего 15 минут можно было потерпеть. Это не электричка до Александрова, которая идёт два с лишним часа. Во-вторых, многие станции заложены глубже уровня канализации, что делало бы откачку фекалий делом весьма непростым. Это сейчас – биотуалеты на любой вкус и вид – покупай хоть самый «умный», были бы деньги. А несколько десятков лет назад о таких можно было только у фантастов прочитать.
Сегодня же даже поездка на метро может занять больше часа. Например, путь от «Щёлковской» до «Пятницкого шоссе» – 1 час 6 минут. Кстати, в феврале 2015 года на вопрос, почему в метро нет уборных, пресс-служба подземки заявляла, что в том числе согласно санитарно-гигиеническим нормам туалеты в железнодорожном транспорте обязаны быть только в том случае, если поездка занимает более 60 минут. Получается, теперь согласно нормам можно требовать установки туалетов и в составах?
В любом случае московскому метро придётся постараться, чтобы нестационарные гальюны не портили внешний вид станций, не мешали пассажирам и в то же время были заметными. Хотя с этой проблемой легко справились в других странах. Например, андерграундные сортиры есть в Праге, Барселоне да и почти по всей Европе, не говоря уже о Сеуле. В Японии они вообще бесплатные! И при этом они никому не мешают.
Дотерпеть до ТПУ
Впрочем, если уж метрополитену по каким-то причинам не достанутся уборные, то туалетами (правда, специально к ним ведь не поедешь) в обязательном порядке оборудуют линию МКЖД, запуск которой запланирован на осень. Из 31 станции 17 будут связаны с подземкой, и даже можно будет бесплатно перейти из метро на МКЖД и обратно. Но только в том случае если вход в метро был не более 90 минут назад.
Как обещал Пегов, уборные на МКЖД будут располагаться на транспортно-пересадочных узлах, а также в самих поездах – по одному в начале состава и в конце. Исключение составят только ТПУ «Автозаводская» и «Волгоградский проспект» – там просто технически невозможно обустроить туалеты, так как платформы этих станций зажаты между встречными потоками ТТК.