Аргументы Недели → Город М № 27(518) от 14.07.16

Куклы так похожи на людей?

, 08:56

У богатых свои причуды: нынче в моде коллекционные куклы. В них не играют, ведь это произведения искусства. В Москве постоянно проводятся тематические выставки авторских кукол, в том числе и международные. Мы узнали у художников, в чём суть этого увлечения и кому свойственно собирать художественные игрушки.

Сколько кукольников работает в Москве? Специалисты говорят, что профессионалов в стране – не больше 50 человек. Кукол создают из дерева, фарфора, бумаги, папье-маше, пластика. Жанров множество. Тильда – это мягкая, примитивная кукла с изображением печальных людей и зверушек. Портретные куклы чаще всего создаются под заказ или соответствуют конкретным известным историческим личностям. Выставки таких «игрушек» часто демонстрируются в столичных галереях. Характерные реалистичные куклы рождаются с человеческими чертами, со своими определёнными характерами и окружением. Существуют ещё шарнирные игрушки.

А вот о реборнах – куклах-младенцах – в обществе много спорят. Вернее, о психическом здоровье их коллекционеров. Нормальны ли женщины, собирающие детский сад полностью имитированных младенцев? Есть даже космическая коллекция. Её готовили реальные космонавты как из России, так и из других стран – Бельгии, Франции, Германии, Японии. Роман Романенко и династия Волковых, как и многие другие космонавты, своими руками сделали игрушки для благотворительной акции. Выручка, полученная от продажи этих кукол, перечислялась тяжелобольным детям, нуждающимся в операциях. Роман Романенко, будучи полгода командиром на станции «Союз», брал с собой на борт собственноручно сделанную куклу Клёпу.

Реальность или фантазии?

Известная художница Александра Худякова – одна из тех, для кого создание эфемерных, нимфоподобных фарфоровых кукол – это не пустое занятие, а материализация своих художественных фантазий и представлений о красоте. У неё тонкая, детальная проработка костюмов с роскошными аксессуарами. Раньше художница использовала исключительно натуральные ткани. Сейчас это может быть старинное полотно, а также новая, специально состаренная материя или даже закамуфлированная под ткань бумага.

Многие произведения Александры Худяковой хранятся в Музее истории Москвы, в частных собраниях и коллекциях России, Италии, Германии, США, Израиля. Худякова не может назвать стиль, в котором она создаёт свои произведения. Она любит XVIII век. Все кукольники так или иначе используют исторический костюм или элементы моды прошлых веков. Они отталкиваются от образа или берут за основу моду той или иной эпохи. Фантазия автора имеет решающее значение. Более того, художники редко делают конкретных персонажей. На тематических выставках, таких как «Мой Шекспир», встречаются несколько узнаваемых персонажей.

Зачем нам куклы? 

Чем обусловлена страсть к собирательству художественных кукол? Худякова говорит: «Кукольники давно думают об этом. Сейчас настало время индивидуализма. Человеку важно заглянуть себе в глаза и собрать себя по частям. Коллекционеры кукол видят в них отражение своих внутренних качеств. Дело в том, что авторская кукла не просто антропоморфна. Она выражает различные психологические состояния, мысли и эмоции. Недаром многие носят не имена, как, например Маша, а имеют названия, например – «одиночество».

Коллекционирование кукол – дорогостоящее занятие. Стоят такие произведения от 50 тысяч рублей до 100 тысяч долларов. Покупают эти «игрушки», как правило, сентиментальные богачи. Среди них много состоявшихся в жизни, уверенных в себе мужчин. Они не стесняются своего увлечения куклами, проявления нежности. Это характерно для всего мира. Женщины, коллекционируя кукол, воплощают свои девичьи мечты. Сейчас это увлечение стало сродни коллекционированию картин, скульптур. Это и хорошее вложение денег. Всплеск популярности на художественные куклы в Европе начался в 30-е годы XX века. Во Франции они стали выставляться рядом с произведениями Кандинского и Малевича. Совместно с Лоттой Прицель кукол делал и Матисс.

А вот для большинства художников это неприбыльно. Оказывается, большинство из них имеют другой основной источник дохода, например, от работы над дизайном интерьеров, пошива костюмов. Порой художник может создать всего по две-три куклы в год из-за весьма кропотливой работы. Да и продаются такие работы не как горячие пирожки. Создание произведений искусства не может стать прибыльным делом.

Среди наших соотечественников очень много талантливых кукольников. Владимир Гвоздев – живописец, художник-график и мультипликатор. Однако создание кукол для него не менее важно. Его работы – из детства 70–80-х годов прошлого века. Светлана Румянцева – театральный художник, работала со многими московскими театрами. Этот опыт отразился на её куклах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram