Заканчивается очередной учебный год: учителя, школьники и их родители активно готовятся к экзаменам. На наши вопросы о том, что готовит нам будущее в этой сфере, ответила известный педагог, глава профильного направления Общероссийского народного фронта и член Общественной палаты Любовь Николаевна ДУХАНИНА.
- Единый госэкзамен вызывал и продолжает вызывать много споров. Как, на ваш взгляд, следует совершенствовать ЕГЭ?
– Сначала об эмоциональных оценках. В целом у педагогов за последние годы отношение к ЕГЭ выровнялось. Когда задаёшь подобный вопрос учителям, выясняется, что система ими освоена, процедура отработана. Но когда я встречаюсь с родителями, то вижу резко отрицательное отношение к ЕГЭ.
Теперь о профессиональной оценке этой системы: последние 8 лет в Общественной палате я занимаюсь организацией горячей линии по вопросам ЕГЭ. Задачей номер один остаётся оказание поддержки ребятам при сдаче экзамена. Надо сказать, что видна динамика – обращений всё-таки стало меньше. Но до сих пор есть непонимание процедуры. Например, звонят родители и говорят, что «ребёнку только сделали операцию, а у него завтра экзамен». Объясняем, что надо позвонить, сообщить директору школы, написать заявление и можно сдать в другой день. Есть проблемы и с организацией процедуры экзамена для ребят с различными заболеваниями.
Есть и хорошие новости. Общественная палата добилась принятия своего предложения о переводе экзамена по математике на два уровня – базовый и профильный. Существующие требования ЕГЭ, например, по литературе, биологии, химии, английскому – то есть экзаменов по выбору – фактически на профильном уровне. И это при том, что значительная часть школ (не лицеи и гимназии, а обычные школы) просто не готовят детей на таком уровне, предоставляя лишь базовый уровень подготовки! Несправедливо по отношению к детям предъявлять такие требования, к которым школа не готовит. В результате родители вынуждены нанимать ребёнку репетиторов.
– Но ведь и раньше при подготовке к поступлению в вуз нанимали репетиторов?
– Это правда. Но так поступали не все родители. А теперь их число резко выросло и доходит чуть ли не до ста процентов! Репетиторство распространилось на подготовку к ЕГЭ и идёт вниз по системе образования. В 9-м классе школьники сдают Основной государственный экзамен – и там тоже требуется помощь репетиторов. Доходит до того, что к услугам репетиторов родители обращаются чуть ли не с детсада. Нельзя сказать, что это нормально.
Возникла и другая проблема: многие дети оказались буквально выброшены из школы на улицу – и делай, что хочешь. Школу оценивают по результатам ОГЭ и ЕГЭ, и некоторых слабых ребят буквально вынуждают уходить до сдачи экзаменов «в никуда» – школе не хочется портить показатели. Мы жёстко поставили и решили вопрос о возможности для ребят идти в колледж после 8-го класса. Не все, в конце концов, вообще собираются получать высшее образование – и несправедливо требовать с них того же уровня подготовки, как от тех, кто собирается в вуз. Иначе мы просто вычёркиваем человека из жизни.
Настоящий страх вызывает и однократный характер сдачи ЕГЭ. Когда я спрашивала, не лучше ли было, чтобы экзамен сдавался дважды или трижды по ходу года, все дети и родители выступали за. Это же логично: скажем, я решила в 11-м классе поступать на физмат, почувствовав в себе тягу к физике. И вот я сдаю заранее ЕГЭ, вижу результат и понимаю, какие темы мне нужно подтянуть, чтобы получить высокий результат и успеть поступить в выбранный вуз. А в нынешней системе – приходите через год, не факт, что вы будете помнить что-то через этот год, не говоря о том, что мальчиков могут в армию забрать.
Вообще, когда говорили о преимуществах системы ЕГЭ, утверждали о необходимости ликвидации двойной нагрузки – сначала выпускные экзамены, потом вступительные. Но отстроили систему так, что часто вместо двойной нагрузки получается двойной или даже тройной стресс для ребёнка от Единого госэкзамена в его нынешнем виде.
– Учебный год почти закончен, и кроме экзаменов встаёт тема летнего отдыха школьников. Что необходимо сделать сегодня для организации детского отдыха?
– Более 60% москвичей не имеют возможности отправить детей на отдых, взять путёвку даже в городской частный лагерь. Самое время возродить летние городские лагеря, и я сейчас веду активную работу в этом направлении. Детские летние лагеря существовали на базе школ, но затем в 2015 году ответственность за организацию летнего городского отдыха детей передали от департамента образования департаменту культуры, и лагерей в школах не стало.
Лагеря на базе школ, следует подчеркнуть, должны быть бесплатными. Школы сейчас очень прилично оснащены: одни школьники могли бы проводить свои исследовательские проекты, другие – подтягивать знания, третьи – отдыхать и поправлять здоровье. Однако очень важно, чтобы это не было ещё двумя месяцами в школе. Это должны быть другие форматы: воркшопы, эдьютейнмент – обучение с развлечением, КВН, спорт и т.д. Летом в лагеря на базе спортшкол нужно принимать не только тех, кто весь год занимался в специализированных секциях, но и всех желающих.
Я много работала по данной проблеме, и мне практически удалось убедить московское правительство в необходимости возвращения летних лагерей. По существу, уже в ближайшее время, я надеюсь, вопрос будет решён, и буквально с 1 июня возможность отправить детей в летние лагеря у горожан появится.
– Вы много лет проработали в системе образования, в том числе в МИФИ. Что бы вы сегодня исправили в работе высшей школы?
– В России есть вузы-лидеры, такие как МГУ, Санкт-Петербургский университет, Высшая школа экономики, МИФИ, Физтех, МИСиС, Томской университет и другие. Они успешно развиваются, предлагают молодым людям подготовку по самым современным востребованным профессиям, пытаются конкурировать в мировом образовательном пространстве. Если не рассматривать вузы-лидеры, то сегодня одна из основных проблем в высшем образовании – это разрыв между вузом и потребностями работодателя: вузы выпускают безработных, а организации и производство стоят без кадров. То же относится и к среднему специальному образованию. Раньше на производство приходил человек с дипломом, скажем, слесаря 7-го разряда, и кадровики понимали, на какую работу его можно принять. А сейчас приходит просто «слесарь». Иногда сотрудники кадровых служб сами звонят в техникум и спрашивают: «А вот этот выпускник что из себя представляет?»
У нас введена трёхуровневая система высшего образования: бакалавр – магистр – аспирант. Вроде бы она обладает большей мобильностью: чтобы студент мог менять образовательную траекторию минимум два раза. Но вот в чём нюанс: разные профессии требуют разного времени подготовки. Экономисты могут, закончив бакалавриат, работать на серьёзном предприятии и считать показатели выручки и объёмы производства. А вот в сложных инженерных специальностях, в биоинженерии, в физике и так далее требуется специалитет – то есть старая советская система высшего образования.
На Пензенском форуме мы с коллегами по ОНФ вынесли этот вопрос на суд Владимира Путина. Президент нас поддержал, и было принято решение о возвращении специалитета по крайней мере на оборонных производствах. Есть у нас предложение и о введении специалитета для профессий, от чьей работы зависят жизнь и здоровье других людей.
– На экспертном уровне это всё выглядит убедительно. А как это реализовать?
– За этим я и иду на праймериз «Единой России», а затем на выборы депутатов Государственной думы. Ведь для реализации этих и многих других инициатив (скажем, по поддержке семейных детских садов) требуется поддержка не только президента (по своему опыту общения – он наши предложения практически всегда поддерживает), но и правительства, поддержка профильных министерств. Федеральный бюджет распределяет Государственная дума, и статус депутата, уверена, поможет мне в реализации того, что я отметила. И повторюсь: это далеко не полный перечень тем и направлений для работы. Задач настоящее громадьё, работать придётся в ближайшие годы очень много.