С начала следующего года стоимость полисов ОСАГО для нерадивых водителей может существенно вырасти. Готовятся поправки в закон об автогражданской ответственности, увеличивающие цену страхования для злостных нарушителей ПДД.
Индивидуальный тариф
Идея поставить стоимость полиса в зависимость от количества нарушений Правил дорожного движения была выдвинута уже давно. Так, депутат Госдумы и руководитель проекта «Безопасные дороги» Вячеслав Лысаков в октябре прошлого года предложил повысить стоимость ОСАГО в 5–10 раз для водителей, за год накапливающих значительное число штрафов. Сейчас страховщики, Центробанк и ГИБДД разрабатывают законодательные поправки, которые воплотят этот замысел в жизнь.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), около 5,5% водителей совершают за год пять и более грубых нарушений: выезжают на встречную полосу или за стоп-линию, значительно превышают скорость. Эта категория клиентов приносит страховщикам значительные убытки. Очевидно, что вероятность попасть в аварию для пренебрегающего правилами автомобилиста выше, чем для его законопослушного собрата. Повышение стоимости полиса ОСАГО не только станет наказанием и сдерживающим фактором для нарушителей, но и поможет учесть риски страховых компаний.
«Включение фактов нарушений ПДД в общую историю водителя абсолютно обосновано, – комментирует Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования. –Частота нарушений ПДД как нельзя более точно отражает индивидуальные характеристики водителя, и это позволяет более точно определять размер страховой премии по каждому клиенту». По его мнению, нововведение станет очередным шагом в сторону индивидуализации тарифов и вкупе с бонусами для аккуратных автовладельцев позволит добиться разницы в стоимости страховки для ответственных и безответственных водителей на десятки процентов.
Наказание рублём
Эксперты поддерживают инициативу страховщиков и считают, что наказание рублём заставит водителей вспомнить, чему их учили в автошколе. «Новый коэффициент приведёт к повышению стоимости полиса ОСАГО для нарушителей ПДД, тем самым побуждая их к более аккуратному поведению на дорогах», – считает Дмитрий Белов, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр». Председатель Правления «Союза автошкол» Александр Ачкасов соглашается в оценке эффективности нововведения. «Злостными нарушителями на сегодняшний день совершается до 80% всех дорожно-транспортных происшествий, и более высокая стоимость ОСАГО может подтолкнуть их к смене стиля вождения», – комментирует он.
Директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников отмечает, что подобный опыт уже есть в европейских странах, где цена полиса для аккуратных водителей существенно ниже.
«Повышение стоимости ОСАГО для злостных нарушителей стоит рассматривать в первую очередь как инструмент, позволяющий улучшить ситуацию на дорогах. Я уверен, что данная мера будет работать».
Заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба Андрей Барсуков также думает, что введение «штрафного» коэффициента для лихачей повысит дисциплинированность водителей, однако опасается, что затронет оно не всех. «Примерно треть российских автовладельцев не приобретают полисы ОСАГО или же ездят с бланками-подделками, не опасаясь возможного штрафа в 800 рублей. Скорее всего, дополнительное увеличение стоимости ОСАГО для злостных нарушителей ПДД приведёт к тому, что большинство из них предпочтёт не приобретать дорогой полис, а откупаться от сотрудников ГИБДД незначительными штрафами», – отмечает он. Стоит отметить, что в начале года депутат Госдумы Михаил Емельянов предлагал увеличить штраф за езду без ОСАГО до 2500 рублей, но пока его инициатива поддержки не получила.
За что наказываем?
Сейчас авторы поправок решают ключевой для автовладельцев вопрос: следует ли повышать стоимость ОСАГО за большое количество нарушений, за их тяжесть или же за определённое количество тяжёлых нарушений. Один из предлагаемых вариантов выглядит так: за 5–9 грубых нарушений цена страховки увеличится на 86%, за 10–14 – на 106%, за 15–19 – на 126% и так далее. Андрей Барсуков отмечает, что в действующем законодательстве чёткой формулировки понятия грубого нарушения нет, поэтому о классификации должны позаботиться разработчики поправок.
«На мой взгляд, система должна учитывать как серьёзность, так и количество нарушений, – считает Вадим Мельников. – Такие нарушения, как выезд на встречную полосу, очень опасны, и за них должна быть высокая ответственность. Количественную же оценку следует применить к тем нарушениям, которые, к сожалению, встречаются часто – вроде незначительного превышения скорости». Ещё одна проблема, которую предстоит решить, – интеграция баз данных ГИБДД и РСА для получения страховщиками сведений о совершённых нарушениях. Ожидается, что обсуждаемые поправки будут готовы к осени и вступят в силу с 1 января следующего года.