Аргументы Недели → Город М № 17(508) от 6.05.16

Еду как хочу

, 08:58

В кризис власти пытаются выжать максимум из автолюбителей. Оно и понятно: владелец собственной машины – лицо потенциально зажиточное. Видеокамерами облеплены улицы и трассы, даже самые нищие регионы не жалеют на это денег. Выросли акцизы на бензин и стоимость полисов ОСАГО. Уклониться от лишних трат всё сложнее: по данным Российского союза автостраховщиков, всего за месяц заблокировали 37 сайтов, 39 групп и 57 аккаунтов в соцсетях, занимающихся распространением поддельных полисов. Между тем в Интернете процветает бизнес по продаже «красивых номеров», который уже лет десять боятся национализировать. Ведь если ГИБДД начнёт официально продавать номера через кассу, миллиарды рублей получат шанс попасть в казну вместо карманов связанных с гаишниками дельцов.

Личный номер

Продавцы номеров стоят на том, что их услуги абсолютно законны. Сами сайты вроде как и не имеют к торговле непосредственного отношения: они – только площадка для встречи продавца и покупателя. Формально никаких номеров оптом и в розницу не предлагается. Вместе с номером продаётся и машина. Если вы покупатель, то по заявлению в ГИБДД вам разрешают перевесить приглянувшийся номер на другое авто, а свежекупленную тачку вы обратно продаёте прежнему владельцу. Все три этапа этой адской процедуры занимают полдня в любом МРЭО. Где криминал? Нет криминала!

«Перевес номеров» – краеугольный камень всего процесса. На «посреднических» сайтах прямо говорится, что «в Москве на данный момент есть с десяток действительно профессиональных людей, кто занимается куплей-продажей красивых номеров не первый год и может помочь с перевесом за умеренную плату». Кое-где прямо сообщается, что стоимость услуги составляет 20 тыс. рублей плюс цена госпошлины (в среднем 3 тыс. руб.) и будет производиться, например, по адресу: Москва, ул. Твардовского, 8, корпус 5. Как ни странно, по тому же адресу находится МО ГИБДД ТНРЭР №2 ГУ МВД России по г. Москве.

Любой рекламирующий себя посредник должен напугать клиента опасностью самодеятельности. В сделке есть три главных риска. Во-первых, надо с умом выбрать машину под перевес. Старые жигули могут банально не пройти регистрацию, а эксклюзивным «бентли» не хочется рисковать, снимая и снова ставя его на учёт. Профи используют специальные «лохматки» ценой до 50 тыс., но у них они почему-то всегда проходят техосмотр. Во-вторых, регламент и набор документов для перевеса постоянно меняются, самому разбираться в ворохе справок утомительно. В‑третьих, почему-то выделяют в отдельный риск страховку. Дескать, у брокеров она дорогая, с подделкой лучше не связываться, а у нас «профессионалы обеспечены всеми необходимыми бланками и документами, с помощью которых перевес пройдёт 100% успешно и по минимальной цене!»

Хотя цены на сами спецномера довольно кусачие. Ещё летом 2014 г. блогеры обсуждали продажу крутого номера за 5 млн рублей. Сегодня вроде как кризис, но спрос, по всей видимости, меньше не стал. На одной из ведущих площадок жанра ведутся электронные аукционы, ежедневно разыгрывается 20–30 лотов, половина из которых уходит влёт. Например, 6 апреля отмечены четыре лота стоимостью от 1 до 3,4 млн рублей, из которых утром 7 апреля остался только один.

Цена на красивый номер м191ох777 начинается со скромных 55 тысяч рублей. А номер м00*мм99 стоит уже 1,7 миллиона. Почему такой разлёт? Рекламируя свои услуги, продавцы прямо сообщают: «у нас вы найдёте множество предложений – от просто красивого номера на машину до статусного спецномера, который может многое сказать о владельце автомобиля». Как мы видим, в ряде случаев предлагаются не просто понты, а серии, которыми пользуются силовые ведомства. И многие россияне искренне надеются, что с такой защитой можно больше позволить себе на дороге.

Каждый гаишник желает знать

Тезис «Россия – страна казённая» необыкновенно ярко проступает при погружении в тему спецномеров. Богатство, талант и признание человека ничего не значат на фоне его гипотетической близости к силовым структурам. Под эту аксиому огромное число россиян пытаются подстроиться, несмотря на всю её вульгарность.Со стороны может показаться, что серия ААА77 – это необыкновенно круто. Однако в начале 1990‑х её давали всем подряд, но сегодня у случайных счастливцев таких знаков уже не осталось. Их можно встретить на машине какого-нибудь артиста эстрады. Гаишникам они скажут только лишь о наличии у него денег и ни в коем случае не избавят от неприятного разговора о запахе спиртного или развороте через сплошную.

А вот серии АОО77, ВОО77, МОО77, СОО77 принадлежат автобазе Управделами президента.
Серия *ММ77 замечена за столичной полицией и МЧС, ММР77 – в пользовании ФСБ, а РМР77 – Минюст, ЕКХ99 – ФСО. Последний вариант расшифровывается наблюдателями «еду как хочу». И нельзя исключить, что, выбирая столь странное сочетание, владельцы именно это и хотели сказать. И что представители ФАПСИ и ФПС по схожей причине взяли себе серию ХКХ77.

Впрочем, все эти понтовые аббревиатуры не гарантируют, что вы можете с ними дрифтовать на Красной площади, прихлёбывая абсент из «ствола». Они лишь снижают риск, что вас просто так остановят на улице, заставят дышать в трубочку и попадать пальцем в нос с закрытыми глазами. Официально запрещено докапываться до машины с федеральными номерами («флагами»). Серия А-АА – это лица, подлежащие государственной охране. За окнами серии В-АА может притаиться глава администрации президента РФ, председатель Совета муфтиев или главный раввин России. А, тормозя машину с номерами А-АВ, гаишник рискует получить по шее от Алексея Миллера или Игоря Сечина как глав федеральных компаний.

Правда, новейшая история знает примеры, когда с «флагами» катались по Москве воры в законе. Но на открытых торгах такие номера точно предлагать не станут. Хотя «три марии», как мы видим, там продают. И «три светланы» – пожалуйста. Правда, с этими сериями может произойти то же самое, что с тремя «аннами» или «ольгами», – почти все госструктуры с них «съехали». И поразить такими номерами получится только девчонок на дискотеке. Зато для гаишников они, наоборот, дополнительный раздражитель: вот едет крендель, который заплатил полтора «лимона», чтобы его лишний раз не обнюхивали. А может, стоит попробовать?

Вызывает большие сомнения, что всё богатство предложений на сайтах спецномеров исходит от частных покупателей. Нынешней весной человек с ником Genareck за месяц только на одной площадке выставил в продажу 17 красивых номеров. Причём с кодами разных регионов. Комментаторы пишут, что речь идёт о вполне конкретном гражданине по имени Геннадий, и даже хвалят его за ловкость. Но насколько вероятно, что он продаёт в таком объёме номера с собственных машин, на которых ездит личной пятой точкой?

Покупатели номеров на форумах отмечают, что на перевес знаки приобретались у первого владельца. А значит, он не скупал их у пенсионеров, которым вдруг неожиданно свезло, а получил непосредственно в ГИБДД. Конечно, нельзя утверждать, что продавец делится прибылью с кем-то из сотрудников. Но ещё сложнее представить себе, как незаинтересованному человеку бесплатно выдают два десятка блатных номеров подряд.

Разговор даже не про законность. Разговор про барьеры, которые мешают продавать красивые номера официально, а доходы зачислять в бюджет. Например, 8 апреля на одном из сайтов продавец с ником Top777 выставил номера *777оо77 и в777рр777 в сумме за 3 млн рублей. А всего ждут покупателя три десятка «красавцев» на 12–15 млн рублей. И это только один сайт в один будний день! Вероятно, общий объём рынка в стране составляет несколько миллиардов. Почему государство, экономящее на престарелых и больных детях, не хочет нагнуться за этой копейкой? Ведь разговоры о резком сокращении числа мигалок и спецномеров ведутся с 2005 г., а в 2007-м президентский указ, как утверждали эксперты, лишил привилегий машины сенаторов и думцев.

Как мы сегодня видим, на деле ничего подобного не произошло. Зато депутату, который решит попиариться на скользкой теме, коллеги могут проколоть колёса.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram