Аргументы Недели → Город М № 14(505) от 14.04.16

Осколки благоустройства

, 09:05

В прошлом году столичные власти дали старт масштабной программе по благоустройству и ремонту «Моя улица». Кроме того, в 2015 г. Пётр Бирюков, вице-мэр по вопросам ЖКХ, заявил, что в течение трёх лет будет проведена замена старого бордюра на новый: внутри Садового кольца – на гранитный, а за его пределами – на бетонный. По словам чиновника, его не меняли уже практически 20 лет, и за это время на многих участках бордюр пришёл в негодность. Однако, как замечают москвичи, качество нового камня оставляет желать лучшего.

Так, на улице 1905 года, где ведётся установка нового бордюра, очевидцы отмечали, что камень ещё до установки весь в сколах, а некоторые куски и вовсе разломаны. Любопытно, что рабочие, которые проводили его укладку, грешат на заводской брак. Мол, вся побитая продукция не будет укладываться, а отправится обратно. Впрочем, по информации муниципального депутата от КПРФ района Хорошёво-Мнёвники Татьяны Логацкой, бордюрный камень крошится, словно мел, и после установки. Такая же история приключилась у сравнительно недавно уложенного бордюра в районе метро «Арбатская» – на новом камне повсюду видны небольшие сколы. Получается, что новый «гранит» оказывается хуже того, который не меняли уже 20 лет?

Следовательно, вряд ли можно быть уверенным в том, что даже целые бортовые камни смогут сохранить свой первоначальный вид длительное время и впоследствии не рассыпаться полностью. Подобное, кстати, уже произошло с бордюром, который уложили в Потаповском переулке, – после зимы от него отваливались довольно крупные куски.

К сожалению, это не единичный случай странного благоустройства – подрядчики и департамент капитального ремонта Москвы наступают на одни и те же грабли уже который год подряд. Может, по неразумению и безалаберности, а может, из-за желания освоить бюджетные деньги. Так, после реконструкции Большой Никитской в рамках программы «Моя улица» выяснилось, что часть бортового камня из гранита вновь оказалась в сколах и трещинах. Однако после указания на эту проблему неравнодушными гражданами подрядная организация лишь замазала их бетоном и пояснила, что установка нового бордюрного камня взамен старого не была предусмотрена проектом, поэтому заново укладывали старый. Правда, в проекте работ было чёткое указание на приобретение и установку 643 погонных метров нового бордюра. Выходит, подрядчик положил себе в карман, по некоторым оценкам, более 800 тыс. рублей и попросту уложил вдоль улицы старый камень?

Другая проблема, которую отмечали некоторые москвичи, – замена нового бордюра на ещё более новый. В прошлом году подобное происходило, например, вдоль Аргуновской улицы, Звёздного бульвара и Новоалексеевской улицы.

Вечный ремонт

Безусловно, нельзя не вспомнить и о тротуарной плитке, которая также в прошлом году выкладывалась и буквально через несколько дней уже приходила в негодность – трескалась и крошилась. Так происходило на улице Спиридоновка, в районе Патриарших прудов, на Большой Ордынке и т.д. В других местах после укладки нового покрытия отмечалась некачественная укладка – плитка горбилась, где-то проваливалась. В результате всё приходилось перестилать заново.

Получается, что те проблемы, которые начались ещё несколько лет назад, когда мэру Москвы Сергею Собянину только пришла в голову идея создания пешеходных улиц, до сих пор живут и здравствуют.

Вдобавок московская власть в плане благоустройства собирается пойти ещё на один странный по логике, но уже привычный поступок. На Тверской улице принято решение перестелить бетонную плитку, которую уложили всего 4 года назад, на новую из гранита. Хочется напомнить, что ранее замену асфальта на плитку С. Собянин объяснял ещё и тем, что срок службы этого покрытия в несколько раз превосходит асфальтовое, да и выглядит лучше. Мол, она может служить десять лет, а в случае каких-либо проблем не обязательно перестилать весь участок. Однако в угоду программе «Моя улица» Тверская вновь будет оккупирована рабочими, и опять мы слышим объяснения чиновников, что гранитная плитка красивее бетонной и служит ещё дольше – 20–30 лет. Если следовать логике, то лет через 5–10 такое покрытие снова надо будет поменять, на что-то более прочное и эстетичное.

При всех этих недочётах и шероховатостях руководство города по-прежнему продолжает гнуть свою линию. Так, в 2016 году реконструкции подвергнутся ещё 186 улиц. Начало работ по проекту «Моя улица», на который, кстати, выделено 90 млрд рублей на три года, намечено на май. Благоустройство этих 186 объектов должно окончательно завершиться лишь к ноябрю. А значит, москвичей в самое лучшее время года для пеших прогулок вновь ожидает бесконечный ремонт, который, как показывает прошлогодняя практика, приносит массу неудобств. Причём за счёт налогоплательщиков!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram