Засор в ванной, авария электрических сетей, сломанный кодовый замок в доме… Первые, кто приходит к жителям на помощь в экстренной бытовой ситуации, – конечно, диспетчеры. Лидия Наумова работает диспетчером в районе Перово больше 20 лет.
В диспетчерскую службу Перово входит 8 ОДС – объединённых диспетчерских служб. ГБУ контролирует их и напрямую передаёт все заявки от жильцов. Здесь обслуживают 538 домов. Управление к тому же отвечает за чистоту дворов, улиц и магистралей, а также при необходимости связывается с МЧС.
До недавнего времени у диспетчеров не было своей школы или училища. Они самообучались. Сейчас у будущих работников есть свой учебный комбинат в Тушино. Там обучают в течение трёх месяцев. Работники ДЕЗа старшего поколения ежегодно проходят переаттестацию. Зарплата у диспетчеров невысокая – 20 тыс. рублей. Работают сутки через трое.
Не всем под силу
Диспетчеры – в основном женщины, ведь эта работа требует огромной выдержки. Наумова рассказывает, что у них работали двое мужчин – военные в отставке. Они не выдержали психологических нагрузок! Москвичи часто хамят. Только начав разговор по телефону, некоторые заявляют диспетчеру: «Что вы там сидите, почему трубку долго не берёте?» Это необоснованные обвинения. Диспетчеру приходится терять драгоценное время на выяснение причин. Чем быстрее будет подана заявка, тем скорее придёт помощь.
Например, идёт пар из подвала дома. Для определения причины аварии туда направляется слесарь из ДЕЗа. Он звонит в диспетчерскую. Оттуда уже поступает вызов, скажем, в Теплосеть. Подаётся заявка в течение 15–20 минут. Установленный регламент на устранение аварии – не более двух часов. В случае отсутствия фазы в электросети диспетчер звонит в МОЭК – энергетическую компанию.
Сломанные замки в квартирах теперь здесь не ремонтируют, раньше этим занимались свои слесари. Эта практика прекратилась из-за возможных террористических актов. Вскрывать частные квартиры также не позволяет закон. Этим сейчас занимаются организации, с которыми «Жилищник» заключает договор. Узнать номера их телефонов можно у диспетчера.
Работа диспетчера сродни работе психолога. Диспетчеры не имеют права отвечать грубостью на грубость, они могут только молчать и слушать. Время на разговор по телефону лимитировано. По правилам и диспетчеры должны получать эмоциональную разгрузку. Отдохнуть два часа во время суточного дежурства они могут в специально оборудованной комнате.