Аргументы Недели → Город М № 8(499) от 3.03.16

Школа на сто баллов

, 09:05

Пятёркой московских школьников уже не обрадуешь. Несколько десятков образовательных учреждений столицы получили шанс опробовать новые системы оценки. Поможет ли это повысить качество образования?

Буква в дневнике

Тридцать четыре московские школы участвуют в тестировании обновлённого электронного дневника и журнала (ЭЖД). В усовершенствованной версии разработчики предоставили педагогам возможность самостоятельно выбирать систему оценки для отдельных работ или курса в целом.

Спектр вариантов обширен: помимо традиционной пятибалльной и привычной по ЕГЭ 100-балльной систем представлены 10-балльная, американская буквенная («ABC»), зачётная, как в вузах, и критериальная, позволяющая оценить выполнение задания по нескольким критериям и вывести среднюю оценку.

Директор Городского методического центра московского департамента образования Марианна Лебедева заявила, что улучшенный вариант ЭЖД понравится тем, кого не устраивают только тройки, четвёрки и пятёрки. По её словам, пятибалльную систему критикуют некоторые учёные, учителя и даже родители. «Из основных претензий – фактическое использование только четырёх баллов и крайне узкие возможности по детализированному контролю, что приводит к появлению «3+» и «5– », практической невозможности выставления отметки по критериям и так далее», – пояснила Лебедева.

Для школьников и взрослых, которым новые системы покажутся непонятными или неудобными, ЭЖД переведёт оценки в пятибалльную шкалу. В новой версии электронного журнала и дневника предусмотрен ряд других возможностей. В частности, преподаватели могут указывать ориентировочную продолжительность выполнения домашних заданий и планировать контрольные, а родители – наблюдать за динамикой успеваемости ребёнка по каждому из предметов.

От нуля до ста

Пятибалльная система в России была введена ещё в XIXвеке, причём изначально для оценки использовались все цифры от 0 до 5. В 1937 году Министерство просвещения признало эту шкалу официальной и единой для всех школ. Сегодня отметки в аттестат по-прежнему выставляются только по пятибалльной системе, но закон позволяет каждому образовательному учреждению самостоятельно выбирать шкалу для внутреннего пользования. Этим правом воспользовалось немало школ, где наивысшей отметкой решили сделать семь, десять и даже двадцать! Популярностью пользуется и рейтинговая система: в течение четверти или триместра ученик набирает баллы, которые впоследствии переводятся в оценку.

Главный конкурент ЭЖД – крупнейший по покрытию сервис электронного дневника Дневник.ру – предложил возможность выбора системы оценки практически с первых дней работы. Его основатель Гавриил Леви обращает внимание, что за последние пять лет среди пользователей его портала популярность нестандартных систем оценки, в частности 100-балльной и словесной, выросла в два раза. «Лидирует словесная система оценивания. Где в качестве отметок используются слова: «Великолепно», «Очень хорошо», «Хорошо», «Достаточно», «Недостаточно» и «Плохо». Ей пользуются 4,5% зарегистрированных школ», – комментирует бизнесмен. Большинство пока предпочитает привычные формы оценки: 96% зарегистрированных в сервисе школ используют пятибалльную систему в сочетании с системой «зачёт» и «незачёт».

Учителя, решившиеся на эксперимент и сделавшие выбор в пользу альтернативных шкал, поясняют, что это даёт больший простор для объективной оценки и позволяет поощрить школьника и за знания, и за старание. «Согласитесь, есть разница: оценка два за 0 решённых задач или та же оценка за три решённые задачи?» – размышляет педагог школы, где применяется 100-балльная система оценивания.

Кстати, эту шкалу учителя зачастую выбирают ещё и потому, что результаты ЕГЭ рассчитываются по аналогичной системе. Бизнес-тренер Александр Симонцев, в прошлом учитель информатики, надеется, что тенденция к более точной оценке результатов школьников свидетельствует о готовности уходить от формализма в образовательной системе. По его словам, при обучении взрослых от узкой пятибалльной шкалы давно ушли.

Дайте срок 

Несмотря на отмеченные достоинства, альтернативные системы оценки непривычны москвичам. Без предварительной подготовки нововведение собьёт с толку детей и родителей –не спасёт и предусмотренный сервисом перевод отметок.

Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов полагает, что при резком переходе к иной системе оценки школьники не скоро поймут, что означают выставленные на новый лад отметки и зачем вообще нужны такие реформы. Это сведёт на нет результаты инновации.

Некоторые эксперты полагают, что разнообразие шкал оценок ничуть не повысит качество образования. «Никаких существенных изменений, кроме путаницы, в систему оценивания знаний учащихся, это не принесёт», – считает старший методист электронной школы «Знаника» Константин Звягинцев, хотя и отмечает, что рейтинговая система хорошо подходит для оценки олимпиад и конкурсов, а зачётная – для проведения итоговой аттестации. По его мнению, куда более важная проблема – субъективность при выставлении школьных оценок.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram